Page 20 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 20

ней специализации в обучении детей; Н. Г. Чернышевский считал, что задача
воспитания состоит в формировании нового человека – истинного патриота,
близкого народу и знающего его нужды и чаяния, человека-борца за воплоще-
ние революционной идеи; К.  Д. Ушинский видел главную цель воспитания в
духовном развитии человека, опирающемся на культурно-исторические тра-
диции народа (семейное воспитание, трудовое воспитание), особенности его
национального характера (христианская духовность и др.); К.  Н. Леонтьев
считал, что воспитание должно способствовать максимальному развитию на-
циональной культуры; В.  В. Розанов отстаивал идею гармонического сочета-
ния общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании
«цельного» человека; Л.  Н. Толстой подчеркивал, что нельзя воспитывать, не
передавая знаний, что образование может быть плодотворным только при ус-
ловии свободы учащихся, что общим основанием образования должны быть
религия и нравственность; Д. И. Менделеев выступал за включение в образова-
ние ручного труда, пения и физического воспитания.33

    В начале XX в. широкое распространение получили в России идеи свобод-
ного воспитания (К.  Н. Вентцель, С.  Т. Шацкий), в основе которого лежали
принцип уважения к личности (приоритет ценности человека над любыми
иными духовными или материальными ценностями), признание конкретно-
го ребенка исходным моментом и одновременно главной целью воспитатель-
но-образовательного процесса, саморазвитие ребенка и т.д.34 С. Т. Шацкий еще
в 1905 г. организовал детскую летнюю трудовую колонию под Москвой, в ко-
торой реализовывал идеи трудового воспитания, детского самоуправления и
идею удовлетворения детских интересов, которые подавлялись в старой школе.
Эта колония положила начало созданию клубов для детей и подростков из ра-
бочей среды в Москве.

                 1.3. Воспитание в советской школе (1917–1991 гг.)
    Приход к власти большевиков существенно повлиял на развитие школьного
образования и систему воспитания, в частности. В августе 1918 г. на I Всерос-
сийском съезде по просвещению В. И. Ленин заявил, что именно на арене шко-
лы мы переделаем старый мир.35 В стратегии и тактике политики большевиков

33 Там же. – С. 353, 356, 359, 366, 370, 371.
34 Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности. М., 1912; Шацкий С. Т. Избран-
ные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1 / Под ред. Н. П. Кузина и др. – М., 1980; Мали-
нин Г. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. – М.: Прометей, 1993.
35 Луначарский А. В. О воспитании и образовании / под ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончаро-
ва, И. А. Каирова, М. А. Прокофьева, В. А. Разумного. – М.: Педагогика, 1976. – С. 282.

                                               18
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25