Page 12 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 12

«Гражданство обычаев детских», рассматриваются основные направления вос-
питания: религиозно-нравственное, школьное светское и нравственное вос-
питание и формирование нравственных привычек и хороших манер. Произ-
ведение начиналось стихотворным приглашением отрока «К воспитанию», а
далее в вопросно-ответной форме следовали 164 правила благонравия и благо-
чиния – обязанности и нормы поведения ребенка среди взрослых, сверстников
в школе и дома (за столом, при беседе, при встречах со взрослыми, в школе, в
церкви, во время игр и т.д.), наставления о внешности, об одежде и т.д.17

    Педагогические взгляды Симеона Полоцкого формировались под влияни-
ем западноевропейской культуры. Его перу принадлежали труды, в которых он
стремился доказать, что все светские знания не только не колеблют веру в Бога,
но утверждают ее, обогащая ум человека, и после смерти его сочинения были
преданы анафеме и прокляты. В «Вечере душевной» (1683) он пишет следую-
щее:

    • «...родители должны иметь постоянное старание, чтобы их плод был хоро-
шим, ибо плод не рождается, как у деревьев, по природе сладкий или горький,
но по наставлению рождавших, по навыкам и воле рожденных добронравие
или зло укореняется в их сердцах...»;

    • «Премудрый Платон сравнивает юношеские сердца с воском... сердца юных
принимают разные характеры вследствие мягкости сердца. Если кто-нибудь на
том воске сделает отпечаток непорочного и незлобивого голубя, тот человек
всегда будет непорочен и незлобив, как голубь. Сделает ли кто отпечаток лета-
ющего высоко и светолюбивого орла, тот человек всегда будет способен рассу-
ждать о высоком и светлом. Сделает ли кто отпечаток роющегося в земле крота
или любителя болот – вепря, подлинно тот человек до смерти будет любителем
земного и искателем греховного болота. Сделает ли кто отпечаток лютого льва
или хищного волка, тот человек всегда будет жестоким, как лев, и хищным, как
волк. Сделает ли кто отпечаток трудолюбивого вола, тот человек всегда будет
жить в трудах. Сделает ли кто отпечаток ленивого осла, тот человек всегда бу-
дет жить в лености. Сделает ли кто отпечаток гневного медведя, хитрой лисы
или лающего пса, тот человек до конца своей жизни будет гневливым, хитрым
и хулителем уважаемых. Если же кто сделает отпечаток смиренного ягненка
или чистого горностая, тот человек до последнего вздоха будет любителем сми-
рения и хранителем чистоты»;

    • «Итак, смотрите, родители, как вы должны воспитывать ваших детей: до-
брые слова и примеры хороших дел отпечатывайте на том воске, слова боже-
ственные, а не мерзкие и кощунственные...»;

17 Епифаний Славинецкий. Гражданство обычаев детских // История педагогики в России:
Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак-тов высш. учеб. заведений / сост. С. Ф. Егоров. –
М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 57–61.

                                               10
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17