Page 11 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 11
Одним из основных приемов древнерусской методики домашнего воспита-
ния было наказание. Приведем несколько цитат из «Домостроя»:
• «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и ма-
тери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке; учить страху
божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и
по возрасту их, учить рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто к чему
способен... Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а
не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – успокоят тебя
в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха
отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу...» (глава «Как воспитать детей
своих в поучениях разных и в страхе божьем»);
• «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей,
и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца поря: если прутом по-
сечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его из-
бавляешь от смерти. Если дочь у тебя – и на нее направь свою строгость, тем
сохранишь ее от телесных бед... Любя же сына своего, умножай ему раны – и
потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за
него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и по-
завидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах – и найдешь в них покой
и благословение...» (глава «Как детей учить и страхом спасть»).14
Призыв наказывать родителям своих детей в реальной жизни не всегда пре-
творялся, но страх наказания существовал и оказывал серьезное влияние на дет-
скую психику. Что касается школ, которых в XIV–XVI вв. было не так уж много,
то они, по мнению П. Ф. Каптерева, имели три основных черты: «продолжитель-
ность, многий труд и битье». Физические наказания использовались постоянно,
обучение было трудным, однообразным и не соответствовало особенностям и
возможностям детского возраста, поэтому не могло обходиться без насилия.
В XVII в. широкое распространение получили педагогические мысли Епи-
фания Славинецкого15 и Симеона Полоцкого16. В книге первого, называвшейся
14 Домострой / Изд. подготовлено В. В. Колесовым, В. В. Рождественской. – СПб.: Наука,
1994. – С. 158–159.
15 Епифаний Славинецкий (ок. 1600–1675) – иеромонах Русской православной церкви, русский
богослов, философ, переводчик, литературный деятель и педагог. Обучался в Киевской брат-
ской школе, а затем за рубежом. В 1649 г. из Киева прибыл в Москву, где преподавал при патри-
аршем дворе греческий и латинский язык, риторику. По назначению патриарха Никона стал
главным «справщиком» богослужебных книг. С его именем связано распространение на Руси
педагогического памятника «Гражданство обычаев детских», по поводу авторства которого
существуют споры: одни исследователи считают его не оригинальным трудом, а переводом
сочинения Эразма Роттердамского, другие видят в нем исконно русское сочинение.
16 Симеон Полоцкий (1629–1680) – общественный деятель и просветитель XVII в. Родился
в г. Полоцке, обучался в Киевской коллегии. В 1656 г. принял монашество, а в 1664 г. по
приглашению царя Алексея Михайловича переехал в Москву, где обучал латинскому язы-
ку подьячих Тайного приказа. Был воспитателем царских детей – Алексея, Федора, Софьи,
Ивана, а при царе Федоре Алексеевиче с 1679 г. наблюдал за воспитанием Петра, будущего
императора Петра I.
9