Page 10 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 10
– приветливым и милостивым... не мстить...».11 Таким образом, нравственная ат-
мосфера дома формировала у ребенка взгляды, чувства, привычки, ведь, по сути,
дом и семья были древнерусской начальной общеобразовательной школой.
«Труд воспитания», как пишет В. О. Ключевский, глава семьи делил с женой,
«своею непременною советчицей и сотрудницей». Дети видели, что обязанно-
сти в доме распределены: «Муж распоряжается в доме, жена держит порядок.
Он тратит, чтобы приобрести; она приобретает, сберегая, чего можно не тра-
тить. Он работает весь день среди чужих людей, чтобы отдохнуть дома; она
хлопочет, задавая и наблюдая работу своих домашних, и не угасает светильник
ее всю ночь. Он кормит дом, она одевает его. Он создает себе достаток, вы-
рабатывая необходимое для дома; она уделяет бедному избыток, не расходуя
лишнего. Муж так ведет дела в обществе, чтобы была спокойна семья; жена
так ведет дом, чтобы муж вне дома был спокоен за семью. Он направляет ум
жены, дает ей домашнюю указку; она настраивает сердце мужа, внушает ему
общественный такт, и, находясь в сонмище, сидя среди знакомых, он знает,
что говорить, понимает, что делать, помня свою поджидающую его домоседку.
Дома муж – глава и государь своей жены; на людях жена венцом блестит на го-
лове своего государя». Таким образом, можно заметить, что выше всего на Руси
ставился авторитет хозяина и мужа, но вместе с тем «Домострой» с уважением
относился к женщине, которой отводилась важнейшая роль матери, хозяйки
и воспитательницы. Когда дети подрастали, родители обучали их промыслу и
рукоделию: отец – сыновей, мать – дочерей.12
Особое место в «Домострое» занимает глава «Как детям почитать и беречь
отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем»:
• «...любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им бо-
жески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей
души на себя возложите, и благо вам будет, и многие лета пребудете на земле»;
• «...Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянет их,
или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми»;
• «Вы же, дети, делом и словом своим угождайте родителям своим во всяком
добром замысле, и благословят они вас...»;
• «Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не
укоряйте, тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо
о вас они заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них поза-
ботьтесь, как и они о вас некогда».13
11 Домострой / Изд. подготовлено В. В. Колесовым, В. В. Рождественской. – СПб.: Наука,
1994. – С. 162, 163.
12 Ключевский В. О. Два воспитания // Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. IX. Материалы
разных лет. - М.: Мысль, 1990.
13 Домострой / Изд. подготовлено В. В. Колесовым, В. В. Рождественской. – СПб.: Наука,
1994. – С. 160.
8