Page 126 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 126
• отслеживание динамики детских интересов к исследуемой проблеме и за-
вершение исследования в случае потери ребенком интереса к ней;
• гибкость в предоставлении отдельным учащимся возможности продол-
жить работу над проблемой на добровольных началах в случае сохранения у
них высокой мотивации.122
Одаренные дети требуют внимания как педагогов, так и родителей, которые
зачастую не имеют представления о необходимой такому ребенку педагогиче-
ской поддержке. Между тем у многих одаренных детей возникают сложности в
отношениях с родителями, которые ничего не знают о психологии своих детей.
Их может раздражать или не устраивать активность ребенка, его повышенная
любознательность, стремление все разбирать и исследовать, задавать множе-
ство вопросов или, наоборот, сосредоточенность ребенка, любовь к чтению,
погруженность в свой внутренний мир. Некоторые родители, видя одарен-
ность своего дитя, начинают его усиленно хвалить, освобождать от домашних
забот и т. д. При проведении индивидуальных консультаций или специального
школьного собрания по проблеме одаренности детей педагоги должны обра-
тить внимание родителей не следующие моменты:
• в одаренных детях больше сходства, чем различия с окружающими людь-
ми, поэтому необходимо заботиться об общем развитии личности ребенка и
его нравственном воспитании;
• следует уважать в ребенке индивидуальность и не проецировать на него
собственные интересы и увлечения, иначе это может затормозить развитие его
способностей;
• по мнению американского психолога К. Тэкэкса, в отношениях со школой
родители могут следовать пяти ролевым моделям (советник по поводу воспи-
тания и обучения своего одаренного ребенка; гид-руководитель семейных ли
групповых экскурсий; наставник одаренного ученика; классный помощник в
каком-либо одном деле; помощник в разработке программ обучения);123
• многие способные дети обладают повышенной чувствительностью и в слу-
чае трудных ситуаций у них могут развиться мнительность, детские страхи;
• увлекаясь чем-либо, одаренный ребенок становится излишне настойчи-
вым и педантичным в определенной области деятельности, что может быть
связано и с переоценкой своих возможностей на данном этапе психического
развития; следствием этого становится перегрузка и связанное с ней переутом-
ление; именно поэтому родителям не следуют записывать ребенка во всевоз-
можные кружки и секции, которые ему интересны, и заботиться о его отдыхе;
122 Савенков А. И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – С. 418–419.
123 Тэкэкс. Счастливые родители одаренных детей // Одаренные дети / Под ред. В. М. Слуцко-
го. – М.: Прогресс, 1991. – С. 13–136.
124