Page 125 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 125

Работа с одаренными детьми в рамках исследовательского обучения тре-
бует целого ряда профессиональных умений педагога. Американский психо-
лог М. Карне формулирует следующие требования к учителю, работающему
с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким; знать психологию
одаренных детей; иметь опыт работы в школе, высокий уровень интеллекта,
широкий круг интересов и умений, живой и активный характер, чувство юмо-
ра (без сарказма), творческое мышление, хорошее здоровье и жизнестойкость;
пройти специальную подготовку по работе с такими детьми. Он и его коллеги
С. Линнемайер, Ц. Дентон-Айд рекомендуют учителям такие способы стиму-
ляции творческой активности, как обеспечение доброжелательности со сторо-
ны учителя; обогащение окружающей среды новыми предметами-стимулами
для развития интеллекта и любознательности; поощрение оригинальных идей;
обеспечение возможностей для упражнения и практики; использование лич-
ного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление детям
возможностей для активного задавания вопросов.121

    Российский психолог А. И. Савенков предлагает свой набор качеств для пе-
дагога, взявшего на себя сложную миссию работы с одаренными детьми:

    • сверхчувствительность к проблемам, способность видеть «удивительное
в обыденном»;

    • умение находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследова-
тельские задачи в понятной для детей форме;

    • умение увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, делая ее про-
блемой самих детей;

    • способность к выполнению функций координатора и партнера в исследо-
вательском поиске, умение избегать директивных указаний и административ-
ного давления;

    • терпимость к ошибкам учеников при их попытках найти собственное ре-
шение;

    • оказание помощи ребенку только в том случае, если он начинает чувство-
вать безнадежность своего поиска;

    • умение организовать мероприятия для проведения наблюдений, экспери-
ментов и разнообразных «полевых» исследований;

    • предоставление детям возможности для регулярных отчетов рабочих
групп и обмена мнениями в ходе открытых общих обсуждений;

    • поощрение и всяческое развитие критического отношения к исследова-
тельским процедурам;

    • умение стимулировать предложения по улучшению работы и выдвиже-
нию новых, оригинальных направлений исследования;

121 Одаренные дети // Сборник переводов с англ. / Под ред. В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс,
1991. – С. 235–318.

                                              123
   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130