Page 131 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 131
тельных учреждений стали чаще использовать в образовательном процессе до-
машние коллекции (рисунков, календариков, открыток, значков, марок, игру-
шек, изделий старины), привлекать учащихся к написанию исследовательских
работ на основе сохранившихся в семьях документов (писем, в том числе фрон-
товых, фотографий, архивных документов и т. п.). Интерес к «семейному» со-
держанию историко-культурологического образования привел к проведению
Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Человек в исто-
рии. Россия. XX век». На первое место в содержании конкурсных работ вышла
замалчиваемая ранее «история повседневности». Приветствуя конференцию
краеведов в 1998 г., академик Д. С. Лихачев писал: «Краеведение – основа нрав-
ственного воспитания народа», уже в средней школе с юных лет приучающего
«к сохранению своими руками культурного и природного наследия».
С 1992 г. в школьное образование наряду с федеральным был введен нацио-
нально-региональный компонент. Краеведение вошло в программы школьного
обучения, однако в дальнейшем, на волне стандартизации образования 2010-х
гг., полномасштабный национально-региональный компонент плавно «ушел»
из жизни образовательных учреждений. Педагоги-энтузиасты сегодняшнего
дня продолжают вести краеведческие кружки, обучают детей экскурсионной
деятельности, водят детей в походы, но размах этой деятельности не соответ-
ствует поставленным в последних нормативно-правовых и концептуальных
документах задачам.
6.2. Воспитательный потенциал школьного краеведения
Краеведение – изучение обучающимися природы, экономики, истории и
культуры своей местности – школьного микрорайона, города, села, района,
области. В результате краеведческой деятельности дети приобретают знания
о крае на основе рассказа учителя или из учебного пособия, самостоятельно
добывают знания («переоткрывают» известные факты и явления окружающей
жизни), участвуют в исследованиях родного края. Краеведные представления –
первый шаг к познанию природы, общества, пониманию законов их развития
и взаимосвязи. Краеведные знания лежат в основе первичного воспитания, об-
учения и выработки понятий о важности опыта прошлого, фундаменте исто-
рической памяти. Ни у кого нет сомнений в том, насколько важна в системе
воспитания деятельность, направленная на серьезное изучение истории, куль-
туры, природы родного края. Проникновение в мир прошлого, взаимосвязь по-
колений помогает молодым составлять свои представления о мире, определяет
их мироощущение и мировоззрение, оказывает решительное воздействие на
их социальное взросление. Обращение учащихся к истории и культуре мира,
России, региона социально и ценностно значимо, так как:
129