Page 129 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 129

1918 г., указывалось, что в качестве важных форм и методов работы в новой
школе должны быть непосредственное наблюдение и самостоятельное иссле-
дование, кружковая работа, экскурсии, работа в архивах. В связи с этим было
рекомендовано создавать школьные краеведческие музеи. Школьники изготав-
ливали экспонаты, собирали коллекции, участвовали в проведении выставок.
Наряду с традиционными формами – экскурсиями – использовались творче-
ские задания, что способствовало активному познанию, переживанию услы-
шанного и увиденного. В это время стали проводиться конкурсы на лучшую
работу музеев со школой.

    С 1920/21 учебного года краеведение было включено в школьные программы,
и основы школьного краеведения разрабатывала Н. К. Крупская, обращавшая
внимание на качество экскурсий, необходимость их эмоционального воздей-
ствия на учащихся. Местным печатным органам предлагалось издавать серии
книг о естественных богатствах, общественно-экономической жизни, культуре
и быте края.128 В январе 1922 г. при Академии наук было создано Центральное
Бюро Краеведения (ЦБК), призванное стать организационным и научно-мето-
дическим центром краеведческой работы в Советской России. При ЦКБ была
организована школьно-краеведческая комиссия, которая должна была наметить
пути и определить средства дальнейшего сближения школьных предметов с кра-
еведческой работой. В основу посещения художественных музеев, знакомства с
памятниками истории и культуры в то время закладывался искусствоведческий
принцип. Школьное краеведение рассматривалось с точки зрения педагогиче-
ского принципа активности (учащиеся выступали не столько созерцателями,
сколько активными исследователями новых объектов искусства).129

    В дальнейшем, несмотря на различные политические коллизии (разгром
краеведения на рубеже 1920–1930-х гг.), школьное краеведение в той или иной
мере сохранялось, хотя и происходила его политизация и формализация. В
годы Великой Отечественной войны были предприняты меры по расширению
деятельности школьных музеев, а 21 июня 1944 г. вышло постановление СНК
СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно
которому большая роль отводилась краеведению, в нем видели возможность
преодоления формализма в преподавании. Учителя вовлекались в научно-ис-
следовательскую краеведческую работу. Следствием этого было появление
методических материалов по истории родного края и материалов для органи-
зации в школах краеведческих уголков, комнат боевой и трудовой славы совет-
ского народа, школьных и народных музеев.

128 Крупская Н. К. Педагогические сочинения. В 10-ти т. Т.8. – М., 1960. – С. 332.
129 Коврижных Г. Н. Становление государственной системы внешкольных учреждений по
приобщению учащихся к региональной истории и культуре // Региональные модели истори-
ческого общего и профессионального образования: сб. науч. статей. – Екатеринбург, 2004. –
С. 326.

                                              127
   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134