Page 130 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 130
В послевоенный период краеведческая работа, активизировалась. Про-
фессионалы, энтузиасты, учителя и школьники собирали и исследовали ве-
щественные и письменные источники о героизме и патриотизме земляков на
фронтах Великой Отечественной, о боевых подвигах подпольщиков, партизан,
о трудовом героизме советских людей, а также о злодеяниях фашистов на ок-
купированной территории. В это время во многих школах стали создаваться
поисковые группы, кружки юных краеведов-следопытов, организовывались
туристические походы школьников. Особое развитие получили в школах и при
музеях кружки юных археологов, юных геологов, юных натуралистов и др.
В 1960–1980-е гг. краеведческая составляющая в образовании дополнилась
реализацией «музейного всеобуча», новыми формами поисково-исследова-
тельской деятельности: экспедициями, походами, патриотическими опера-
циями («Никто не забыт, ничто не забыто», «Мое Отечество», «По комсомо-
лу равняем шаг», «Летопись Великой Отечественной») и др. Исторически они
были связаны с празднованием юбилейных дат и знаменательных событий
отечественной истории – 50-летие и 60-летие Великой Октябрьской Социали-
стической революции, образованием СССР, 100-летием со дня рождения В. И.
Ленина, принятием новой Конституции.
Массовым явлением в этот период стали школьные музеи, на базе которых
проводились уроки по темам школьной программы, организовывались встре-
чи с ветеранами партии, участниками революции, Гражданской и Отечествен-
ной войн, проводить школьные торжественные мероприятия (уроки мужества,
прием в октябрята, пионеры, посвящение в школьники и т. д.). Основанием для
создания школьных музеев был сбор подлинных вещевых, письменных, изо-
бразительных памятников. Независимо от профиля, который фактически мог
быть любым, всем школьным музеям присуща мемориальность, так как в цен-
тре поисково-собирательной работы и экспозиционного показа находились
факты и события местной истории, местные жители, история школы, жизнь и
деятельность ее выпускников и учителей.130
Значительный подъем краеведческой деятельности в стране был связан с
демократизацией общественной жизни в эпоху перестройки. Возобновились
всесоюзные, всероссийские и региональные конференции. Краеведение стало
одной из главных программ учрежденного в начале перестройки Фонда куль-
туры, возглавляемый академиком Д. С. Лихачевым, который придавал особое
значение краеведению не только в развитии культуры, но и в формировании
«нравственной оседлости».
1990-е гг. в истории нашей страны были отмечены нарастанием интереса
людей к родословию, семейным документам и коллекциям. Педагоги образова-
130 Школьные музеи. Из опыта работы / под ред. В. Н. Столетова, М. П. Кашина. – М., 1977. –
С. 133–135.
128