Page 128 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 128

6. КРАЕВЕДЕНИЕ И ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

                                  ...без странствий не создается ни одна индивидуаль-
                                  ность.

                                                                                          И. В. Гете (1749–1832),
                                                         немецкий философ, поэт, естествоиспытатель

                                  ...воспитывает человека не школьный урок, не учебник,
                                  не классный учитель, но всегда и только жизнь.

                                                                                      В. В. Розанов (1856–1919),
                                                                                          российский философ125

                                  Поощрение развития краеведения – это задача феде-
                                  рального масштаба, важная и для всей России, и для от-
                                  дельных ее регионов – крупных областей и малых городов.
                                  Воспитание краеведением подразумевает не только об-
                                  учение и распространение знаний о прошлом и настоя-
                                  щем своего края, его особенностях и достопамятностях,
                                  но и развитие потребности в действенной заботе о его
                                  будущем, о сохранении его культурного и природного на-
                                  следия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно
                                  воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких
                                  соседей и во многом определяет представления о месте
                                  своего родного «края» в регионе, в России в целом.126

                                                                                     С. О. Шмидт (1922–1913),
                                                                 советский и российский историк, краевед

                  6.1. Страницы истории школьного краеведения

    Краеведение в школе – один из важнейших воспитательных инструментов,
использование которого началось в советское время.127 Уже в первых докумен-
тах советской власти о школе («Положение о единой трудовой школе РСФСР»
и декларация «Основные принципы единой трудовой школы»), принятых в

125 Розанов В. В. Собрание сочинений. Эстетическое понимание истории (Статьи и очерки
1889–1897 гг.). – Сумерки просвещения / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. Сост. А. Н. Нико-
люкина, П. П. Апрышко, О. В. Быстровой; коммент. О. В. Быстровой. – М.: Республика; СПб.,
Росток, 2009. – С. 503.
126 Шмидт С. О. Краеведение – это краелюбие // История. Еженедельная газета для учителей
истории и обществознания. – 2004. 8–15 июня. – № 22 (742). – С. 4–11.
127 Огоновская И. С. Кабинет истории Урала: организация и обеспечение образовательного
процесса. Методическое пособие. – Екатеринбург: Сократ, 2007. – 256 с.

                                              126
   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133