Page 128 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 128
6. КРАЕВЕДЕНИЕ И ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
...без странствий не создается ни одна индивидуаль-
ность.
И. В. Гете (1749–1832),
немецкий философ, поэт, естествоиспытатель
...воспитывает человека не школьный урок, не учебник,
не классный учитель, но всегда и только жизнь.
В. В. Розанов (1856–1919),
российский философ125
Поощрение развития краеведения – это задача феде-
рального масштаба, важная и для всей России, и для от-
дельных ее регионов – крупных областей и малых городов.
Воспитание краеведением подразумевает не только об-
учение и распространение знаний о прошлом и настоя-
щем своего края, его особенностях и достопамятностях,
но и развитие потребности в действенной заботе о его
будущем, о сохранении его культурного и природного на-
следия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно
воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких
соседей и во многом определяет представления о месте
своего родного «края» в регионе, в России в целом.126
С. О. Шмидт (1922–1913),
советский и российский историк, краевед
6.1. Страницы истории школьного краеведения
Краеведение в школе – один из важнейших воспитательных инструментов,
использование которого началось в советское время.127 Уже в первых докумен-
тах советской власти о школе («Положение о единой трудовой школе РСФСР»
и декларация «Основные принципы единой трудовой школы»), принятых в
125 Розанов В. В. Собрание сочинений. Эстетическое понимание истории (Статьи и очерки
1889–1897 гг.). – Сумерки просвещения / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. Сост. А. Н. Нико-
люкина, П. П. Апрышко, О. В. Быстровой; коммент. О. В. Быстровой. – М.: Республика; СПб.,
Росток, 2009. – С. 503.
126 Шмидт С. О. Краеведение – это краелюбие // История. Еженедельная газета для учителей
истории и обществознания. – 2004. 8–15 июня. – № 22 (742). – С. 4–11.
127 Огоновская И. С. Кабинет истории Урала: организация и обеспечение образовательного
процесса. Методическое пособие. – Екатеринбург: Сократ, 2007. – 256 с.
126