Page 124 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 124
• рано перестают интересоваться коллективными играми, предпочитая им
индивидуальные игры и занятия, склонны к углубленной, интеллектуальной
работе и самодостаточны;
• вносят в школьную жизнь элемент соревновательности (они любят сорев-
новаться), хотя некоторые педагоги пытаются оградить детей от «негуманной
конкуренции», чтобы дети не расстраивались и не плакали;
• более уязвимы в силу своей повышенной эмоциональной чувствительно-
сти, поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказы-
вать на них сильное воздействие, в то время, как их «нормальные» сверстники
могут относиться к ним равнодушно.
Учитель на уроке в обычной школе в основном ориентирован на «среднего»,
обычного ученика, поэтому присутствие одаренного ребенка или нескольких
таких детей требует перестройки образовательного процесса.
Несколько советов по работе с одаренными детьми, которых необходимо:
• погружать в эмоциональную атмосферу, дающую им уверенность и сво-
боду, чтобы они могли проявить свои явные и скрытые таланты, расширить
порой узкий круг своего мира и вступить в новую область;
• развивать их эмоциональную сферу, чтобы они лучше справлялись с про-
блемами за счет того, что находят слова для своих чувств и имеют мужество их
произнести;
• включать в обучение элементы игры и ее правила так, чтобы дети обретали
мужество принимать разочаровывающий результат эксперимента и могли все
начать заново;
• вовлекать в исследовательскую работу, выполнение проектов различной
тематики;
• вовлекать в соревнование, в ходе которого ребенок формирует собствен-
ное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать,
выигрывать и, что особенно важно, проигрывать, приобретает «опыт разумно-
го авантюризма»; помимо этого, в соревновании проявляется эмоциональный
интеллект (устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными
вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулировать настроение,
не давать переживаниям заглушать способность думать и т. д.);
• вместе с тем следует осторожно вовлекать таких детей в соревновательную
деятельность, в которой они могут часто побеждать;
• обучать в рамках элективных курсов, которые соответствуют их интере-
сам и потребностям;
• хвалить не столько за личные успехи, сколько за успешные совместные с
другими детьми достижения с тем, чтобы одаренные дети не зазнавались и не
«заражались» высокомерием по отношению к другим.
122