Page 120 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 120

ный по сравнению с другими детьми, так как одаренный ребенок чаще может
встать на позицию другого человека.

    • лидерство – склонность ребенка командовать товарищами в силу интел-
лектуального превосходства над сверстниками, гибкости и беглости его мыш-
ления; он лучше других представляет наиболее эффективный характер разви-
тия игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия
игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера;

    • соревновательность – склонность и увлеченность участием в различно-
го рода олимпиадах, конкурсах, спортивных состязаниях, которые позволяют
пережить радость победы и горечь поражения, дающие значительный жизнен-
ный опыт;

    • повышенная эмоциональная открытость – сверхчувствительность, свя-
занная со способностью улавливать причинно-следственные связи, сочетаю-
щаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений
и событий, более тонкое понимание картины миры (существует и менее рас-
пространенное мнение об инфантильности одаренных детей в эмоциональном
отношении);

    • творческое восприятие случайностей – умение находить пользу в непред-
виденном стечении обстоятельств (именно благодаря этому появились на свет
многие научные открытия и изобретения).

                                                                                         Таблица 5

                             Виды одаренности и их признаки

  Вид одаренности                                       Признаки у ребенка
Интеллектуальная   – склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать аб-
                   страктными понятиями;
Творческая         – проявляет большой интерес и исключительные способности к клас-
                   сификации;
                   – хорошо излагает свои мысли, имеет большой словарный запас;
                   – хорошо улавливает связь между событиями, между причиной и
                   следствиями;
                   – любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия;
                   – наблюдателен, любит анализировать события и явления;
                   – способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова;
                   – имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о проис-
                   хождении и функции предметов
                   – нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригиналь-
                   ные решения;
                   – не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею;
                   – изобретателен в выборе и использовании различных предметов
                   (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, пред-
                   меты быта и другие средства);
                   – способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие;

                   118
   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125