Page 120 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 120
ный по сравнению с другими детьми, так как одаренный ребенок чаще может
встать на позицию другого человека.
• лидерство – склонность ребенка командовать товарищами в силу интел-
лектуального превосходства над сверстниками, гибкости и беглости его мыш-
ления; он лучше других представляет наиболее эффективный характер разви-
тия игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия
игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера;
• соревновательность – склонность и увлеченность участием в различно-
го рода олимпиадах, конкурсах, спортивных состязаниях, которые позволяют
пережить радость победы и горечь поражения, дающие значительный жизнен-
ный опыт;
• повышенная эмоциональная открытость – сверхчувствительность, свя-
занная со способностью улавливать причинно-следственные связи, сочетаю-
щаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений
и событий, более тонкое понимание картины миры (существует и менее рас-
пространенное мнение об инфантильности одаренных детей в эмоциональном
отношении);
• творческое восприятие случайностей – умение находить пользу в непред-
виденном стечении обстоятельств (именно благодаря этому появились на свет
многие научные открытия и изобретения).
Таблица 5
Виды одаренности и их признаки
Вид одаренности Признаки у ребенка
Интеллектуальная – склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать аб-
страктными понятиями;
Творческая – проявляет большой интерес и исключительные способности к клас-
сификации;
– хорошо излагает свои мысли, имеет большой словарный запас;
– хорошо улавливает связь между событиями, между причиной и
следствиями;
– любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия;
– наблюдателен, любит анализировать события и явления;
– способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова;
– имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о проис-
хождении и функции предметов
– нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригиналь-
ные решения;
– не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею;
– изобретателен в выборе и использовании различных предметов
(например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, пред-
меты быта и другие средства);
– способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие;
118