Page 119 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 119

• высокая концентрация внимания – высокая степень погруженности в ре-
шаемую задачу, успешная настройка на восприятие информации, относящейся
к выбранной цели, даже при наличии помех, склонность к сложным и одновре-
менно долговременным заданиям;

    • отличная память – память, позволяющая не просто запоминать огром-
ный объем информации, а оперировать ею – структурировать, классифициро-
вать, систематизировать и т. п.;

    • способность к оценке – понимание как собственных мыслей и поступков,
так и действий других людей, умение объективно характеризовать решения
проблемных задач, поступки людей, события и явления;

    • изобретательность – способность находить оригинальные, неожиданные
решения в поведении и различных видах деятельности;

    • настойчивость (целеустремленность) – способность и стремление упор-
но двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия
на предмете деятельности, несмотря на наличие помех;

    • устойчивость склонностей и интересов – осознанная сосредоточенность
на каком-либо деле, хотя для одаренного ребенка свойственна чрезвычайная
широта интересов (маленький музыкант без принуждения может часами за-
ниматься на скрипке, юный натуралист может часами наблюдать за жизнью
животных или растений, будущие балерины и гимнасты охотно идут на самоо-
граничение и тяжкий труд ради овладения тонкостями мастерства).120

    Для психосоциальной сферы одаренного ребенка характерны:
    • перфекционизм (требовательность к результатам собственной деятель-
ности) – стремление доводить продукт своей деятельности до соответствия
самым высоким требованиям, неуспокоенность до той поры, пока работа не
будет выполнена до конца;
    • самостоятельность – независимость суждений и действий, способность
без помощи других людей реализовать важные планы, ответственность за по-
ступки и их последствия, внутренняя уверенность в том, что такое поведение
возможно и правильно;
    • социальная автономность – нежелание ребенка подчиняться правилам
традиционной школы, в которой отсутствуют творческая, исследовательская
деятельность; неприятие конформизма;
    • эгоцентризм (свойственен прежде всего для детей дошкольного и младше-
го школьного возраста) – 1) познавательный эгоцентризм – непонимание того,
почему то, что просто и доступно им, не могут постичь окружающие («это же
так просто»); моральный эгоцентризм, более низкий, чем у «нормальных» де-
тей, так как одаренные дети лучше улавливают причинно-следственные связи,
глубже понимают происходящее; 3) коммуникативный эгоцентризм, снижен-

120 Савенков А. И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – С. 135–158.

                                              117
   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124