Page 117 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 117

щих в обществе перемен. Решение проблемы раннего выявления и развития
одаренности, по мнению российского психолога и педагога А. И. Савенкова,
связано с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны –
единственного надежного гаранта национальной безопасности. Количество
населения, обширные территории, сырьевые ресурсы в новых условиях все
больше отходят на второй план и уже не рассматриваются как надежная осно-
ва стабильности государства, а в информационном обществе начинают более
всего цениться интеллект и креативность.117 Между тем даже самый высокий
интеллект, по мнению немецкого психолога Э. Ландау, не может актуализиро-
ваться без душевной зрелости, а без креативного подхода нельзя создать ничего
нового, без социальной ответственности и принадлежности нового окружаю-
щему миру невозможно общение и содействие. Под душевной зрелостью она
подразумевает силу индивидуальных способностей в рамках социальных тре-
бований и уверена, что именно душевная зрелость воздействует как на креа-
тивность, так и на интеллект.118

    Рассматривая понятие «одаренность», остановимся на определении веду-
щего специалиста в этой области – Б. М. Теплова, который считает, что ода-
ренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, каждая из
которых изменяется, приобретает принципиально иной характер в зависимо-
сти от наличия и степени развития других способностей. По его мнению, спо-
собности имеют три признака:

    • под способностями подразумеваются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека от другого;

    • способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь
те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятель-
ности или многих деятельностей;

    • понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям,
которые уже выработаны у данного человека, под ними обычно имеют в виду
такие индивидуальные особенности, которые могут объяснить легкость и бы-
строту приобретения этих знаний, умений и навыков.119

    А. И. Савенков выделяет целый ряд детских качеств, свидетельствующих об
одаренности ребенка, разделяя их по двум сферам: когнитивной и психосоци-
альной.

    Для познавательной деятельности одаренного ребенка характерны:
    • познавательная потребность – любознательность, жажда к познанию но-
вого, неизвестного, стремление найти новую информацию, задать много во-

117 Савенков А. И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – С. 9. – 440 с.
118 Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного
ребенка / Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. – М.: Издатель-
ский центр «Академия», 2002. – С. 17, 19.
119 Савенков А. И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – С. 59, 63.

                                              115
   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122