Page 115 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 115
Понятийное поле113
Акцентуация – дисгармоничность развития характера, гипертрофирован-
ная выраженность отдельных его черт, обуславливающая повышенную уязви-
мость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняю-
щая ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях; крайние варианты
нормы как результат усиления его отдельных черт.
Антиобщественное поведение – поступки людей, не соответствующие
нормам морали и законодательным актам, принятым в обществе. Различаю три
вида такого поведения: аморальное (нарушение норм морали и правил челове-
ческого общения), противоправное (не уголовно наказуемое правонарушение);
преступное (нарушение уголовно-правовых норм). Ранней профилактике под-
лежат первые два вида.
Аутоагрессивное поведение – покушение на собственный организм, вплоть
до суицида.
Девиантное поведение – поведение, не соответствующее правилам и нор-
мам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно
в обществе (группе). Проявляется в виде алкоголизма, пьянства, беспризорно-
сти, наркомании, преступности несовершеннолетних и т. п.
Дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиоло-
гического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школь-
ного обучения, следствием чего является снижение успеваемости, нарушение
поведения, конфликтное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Делинквентное поведение – девиантное поведение, представляющее обще-
ственную опасность.
Педагогически запущенные дети – здоровые, потенциально полноценные,
но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети.
Социально запущенные дети – дети, отчужденные не только от школы, но
и от семьи, усваивающие искаженные ценностно-нормативные представления и
криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Суицид (англ. suicide – самоубийство) – акт самоубийства, совершаемого
человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влияни-
ем психического заболевания, а также осознанный акт устранения из жизни
под воздействием стрессов, острых психотравмирующих ситуаций, когда соб-
ственная жизнь утрачивает для человека смысл.
Характер – иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых
индивидуально-психологических особенностей личности, которые формиру-
ются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реа-
гирования личности в деятельности, поведении и общении.
113 Реан А. А. Психология личности. – С. 71; Педагогический энциклопедический словарь. –
С. 60, 182, 281; Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными
подростками. – С. 6, 7.
113