Page 115 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 115

Понятийное поле113
      Акцентуация – дисгармоничность развития характера, гипертрофирован-
  ная выраженность отдельных его черт, обуславливающая повышенную уязви-
  мость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняю-
  щая ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях; крайние варианты
  нормы как результат усиления его отдельных черт.
      Антиобщественное поведение – поступки людей, не соответствующие
  нормам морали и законодательным актам, принятым в обществе. Различаю три
  вида такого поведения: аморальное (нарушение норм морали и правил челове-
  ческого общения), противоправное (не уголовно наказуемое правонарушение);
  преступное (нарушение уголовно-правовых норм). Ранней профилактике под-
  лежат первые два вида.
      Аутоагрессивное поведение – покушение на собственный организм, вплоть
  до суицида.
      Девиантное поведение – поведение, не соответствующее правилам и нор-
  мам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно
  в обществе (группе). Проявляется в виде алкоголизма, пьянства, беспризорно-
  сти, наркомании, преступности несовершеннолетних и т. п.
      Дезадаптация – несоответствие социопсихологического и психофизиоло-
  гического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школь-
  ного обучения, следствием чего является снижение успеваемости, нарушение
  поведения, конфликтное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
      Делинквентное поведение – девиантное поведение, представляющее обще-
  ственную опасность.
      Педагогически запущенные дети – здоровые, потенциально полноценные,
  но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети.
      Социально запущенные дети – дети, отчужденные не только от школы, но
  и от семьи, усваивающие искаженные ценностно-нормативные представления и
  криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
      Суицид (англ. suicide – самоубийство) – акт самоубийства, совершаемого
  человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влияни-
  ем психического заболевания, а также осознанный акт устранения из жизни
  под воздействием стрессов, острых психотравмирующих ситуаций, когда соб-
  ственная жизнь утрачивает для человека смысл.
      Характер – иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых
  индивидуально-психологических особенностей личности, которые формиру-
  ются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реа-
  гирования личности в деятельности, поведении и общении.

113 Реан А. А. Психология личности. – С. 71; Педагогический энциклопедический словарь. –
С. 60, 182, 281; Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными
подростками. – С. 6, 7.

                                              113
   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120