Page 116 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 116

5. ВЫЯВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

                                  Основы способностей у разных детей бывают уже от
                                  природы одарены в различной степени восприимчиво-
                                  стью, впечатлительностью и живостью.

                                                                 Н. Х. Вессель (1834–1906), русский педагог,
                                                                        публицист, литератор, этнограф114

                                  Одаренность требует внимания и заботы, ее нужно «по-
                                  ливать», как растение.

                                                                                                     Эрика Ландау,
                                                                                       израильский психолог 115

    В Стратегии развития воспитания до 2025 года особо выделен пункт «выяв-
ление и поддержка одаренных детей», что представляется крайне важным, так
как современное российской общество нуждается в «собственных Платонах»
и «быстрых разумом Невтонах». Не случайно в декабре 2014 г. по инициативе
президента России В. В. Путина в Сочи появился образовательный центр «Си-
риус», обучение в котором проходят талантливые дети со всей страны. Сам
президент возглавил попечительский совет фонда «Талант и успех», который и
курирует данный проект.

    Примерно с середины XX в. главным показателем одаренности считался ин-
теллект. Этому способствовали работы американского психолога Л. Термена,
который занимался педагогической психологией, тестологией и проблемами
развития интеллекта ребенка. На основании его тестов по выявлению интел-
лекта многие дети, оригинальные ответы которых не подходили под стандар-
ты, зачастую попадали в категорию людей с низким интеллектом. Именно поэ-
тому понятие «одаренность» стало уточняться, и уже в 1970-е гг. ученые стали
признавать, что что индивид может отличаться своими возможностями не
только в академической, но и художественной сфере, в общении (лидерстве) и
психомоторике.116

    Одаренным человеком принято считать того, чей дар явно превосходит
средние возможности и способности большинства. Интерес к проблеме детской
одаренности в настоящее время велик, что связано со спецификой происходя-

114 Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России:
Избранное. – М., 1959. – С. 183.
115 Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного
ребенка / Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. – М.: Издатель-
ский центр «Академия», 2002. – С. 13.
116 Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубов-
ского. Кн. 1. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с.

                                              114
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121