Page 118 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 118
просов, исследовать окружающий мир (игрушки, растения, животные и др.),
получение удовольствия от умственного напряжения;
• сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему и
формулировать ее, умение менять точку зрения на проблему, желание задавать
вопросы и искать на них ответы;
• надситуативная активность – стремление к постоянному углублению
в проблему, рассмотрение решенной проблемы в качестве начала будущей,
новой работы;
• высокий уровень развития логического мышления – способность рассу-
ждать, мыслить и действовать в соответствии со строгими законами логики,
умение анализировать, синтезировать, классифицировать явления и события,
процессы, стройно излагать свои мысли;
• склонность к задачам дивергентного типа, в которых ответы не выводятся
напрямую из условий, их решение требует поиска разных подходов, допускает
и частично предполагает их сопоставление (подлинный творец отличается тем,
что использует в своих интересах нестабильность и неоднозначность);
• оригинальность – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, от-
личающиеся от широко известных, банальных (проявляется в мышлении и
поведении ребенка, в общении со взрослыми и сверстниками, во всех видах
деятельности: рисунках, сочинении историй, конструировании, детских иссле-
дованиях и т. д.);
• гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые страте-
гии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить в мышлении и
поведении от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию;
• продуктивность (беглость) генерирование большого количества идей в
ответ на проблемную ситуацию;
• легкость ассоциирования – способность к выработке обобщенных страте-
гий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и
их дальнейшей детализации; умение находить аналогии там, где они традици-
онно не усматриваются;
• метафоричность мышления – использование в речи метафор, умение най-
ти соответствие между двумя различными сферами существования и связать
их между собой;
• богатый словарный запас – умение (стремление) строить сложные синтак-
сические конструкции; придумывание новых слов для обозначения введенных
ребенком понятий или воображаемых событий;
• способность к прогнозированию – способность представить результат ре-
шения проблемы до того, как она будет решена, предсказать возможные по-
следствия действия до его осуществления, особая интуиция;
116