Page 118 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 118

просов, исследовать окружающий мир (игрушки, растения, животные и др.),
получение удовольствия от умственного напряжения;

    • сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблему и
формулировать ее, умение менять точку зрения на проблему, желание задавать
вопросы и искать на них ответы;

    • надситуативная активность – стремление к постоянному углублению
в проблему, рассмотрение решенной проблемы в качестве начала будущей,
новой работы;

    • высокий уровень развития логического мышления – способность рассу-
ждать, мыслить и действовать в соответствии со строгими законами логики,
умение анализировать, синтезировать, классифицировать явления и события,
процессы, стройно излагать свои мысли;

    • склонность к задачам дивергентного типа, в которых ответы не выводятся
напрямую из условий, их решение требует поиска разных подходов, допускает
и частично предполагает их сопоставление (подлинный творец отличается тем,
что использует в своих интересах нестабильность и неоднозначность);

    • оригинальность – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, от-
личающиеся от широко известных, банальных (проявляется в мышлении и
поведении ребенка, в общении со взрослыми и сверстниками, во всех видах
деятельности: рисунках, сочинении историй, конструировании, детских иссле-
дованиях и т. д.);

    • гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые страте-
гии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить в мышлении и
поведении от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию;

    • продуктивность (беглость) генерирование большого количества идей в
ответ на проблемную ситуацию;

    • легкость ассоциирования – способность к выработке обобщенных страте-
гий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и
их дальнейшей детализации; умение находить аналогии там, где они традици-
онно не усматриваются;

    • метафоричность мышления – использование в речи метафор, умение най-
ти соответствие между двумя различными сферами существования и связать
их между собой;

    • богатый словарный запас – умение (стремление) строить сложные синтак-
сические конструкции; придумывание новых слов для обозначения введенных
ребенком понятий или воображаемых событий;

    • способность к прогнозированию – способность представить результат ре-
шения проблемы до того, как она будет решена, предсказать возможные по-
следствия действия до его осуществления, особая интуиция;

                                              116
   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123