Page 114 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 114

Приемы                        Характеристика

           Приемы, способствующие формированию правильного поведения

убеждение                разъяснение и доказательство правильности или необ-
                         ходимости определенного поведения либо допустимости
                         какого-либо поступка

личный пример            позитивный образ жизни и деятельности педагога

доверие                  открытые, положительные взаимоотношения между
                         людьми, содержащие уверенность в порядочности и до-
                         брожелательности другого человека, с которым доверяю-
                         щий находится в тех или иных отношениях

моральная поддержка и укре- эмоционально-словесная помощь
пление веры в свои силы

увлечение                вовлечение в интересную деятельность

пробуждение        гуманных развитие эмоционального отношения ко всему живому,
чувств                            выражающееся в сопереживании, жалости, сострадании,
                                  милосердии

нравственное упражнение  многократное повторение действий и поступков учащих-
                         ся в целях образования и закрепления у них необходимых
                         навыков и привычек поведения

Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов обучающихся

опосредование            достижение желаемых изменений не прямым указанием, а
                         посредством определенного промежуточного звена

фланговый подход         использование не открытого осуждения и наказания, а
                         апелляция к чувствам воспитанника

активизация сокровенных создание обстоятельств, вызывающих звучание глубоко
чувств воспитанника      скрытых чувств, позитивных качеств

                       Прямые и косвенные тормозящие приемы

констатация поступка     высказывание, позволяющее ребенку понять, что его по-
                         ступок замечен

необычный подарок        неожиданный поступок или подарок

осуждение                открытое отрицательное отношение к нарушению мо-
                         ральных норм

неожиданное наказание    в том случае, если оно еще не превратилось в привычку;
                         недопустимы грубость, оскорбительные выражения, фи-
                         зическое наказание

                         Вспомогательные приемы

организация внешней опоры формирование культурных и моральных привычек с по-
правильного поведения    мощью нравственных упражнений

отказ от фиксирования от- предотвращение несправедливых упреков, осуждения и
дельных поступков        наказания

                                    112
   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119