Page 111 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 111
Характерные черты молодежных субкультурных объединений:
• возникновение прежде всего в современной городской жизни;
• подростки и молодые люди примыкают к какому-либо направлению, но
могут поменять его несколько раз в течение пары лет;
• в 14 лет выбор, как правило, обусловлен модой, окружением, социальным
статусом, в 18 лет – попытками участвовать в общественной и политической
жизни, или, напротив, найти в ней свое обособленное место;
• очень часто современные подростки и молодые люди рассматривают от-
дых и досуг как ведущую форму жизнедеятельности, которая вытесняет труд
как важнейшую потребность;
• юношеские субкультуры на личностном уровне – это способ добиться са-
моуважения и компенсировать негативное отношение окружающих к себе;
• субкультуры позволяют подросткам придать себе ореол особенности, яр-
кой индивидуальности;
• социально-психологическими причинами субкультур считают привлека-
тельность неформального образа жизни, который не требует ответственности,
целенаправленности и целеустремленности, в отличие от общепринятых в об-
ществе требований.
В большинстве случаев участие детей и молодежи в субкультурных объе-
динениях вызывает тревогу у родителей и педагогической общественности.
Именно поэтому необходимо владеть информацией о данной культурной нише
и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.
Неформальные молодежные объединения можно условно разделить на сле-
дующие группы:
• молодежные субкультурные группировки активного досуга (байкеры, рол-
леры, скейтбордисты);
• молодежные субкультурные группировки самовыражения (готы, эмо, пан-
ки, любители граффити, паркура, японского аниме и др.);
• фанатские движения (поклонники музыкальных групп, спортивных ко-
манд);
• игровые объединения (толкиенисты, реконструкторы, КВН-движение);
• неформальные клубы по интересам (Волгоградский клуб автостопа, клуб
любителей творчества П. Коэльо);
• радикально-деструктивные (гопники, хулсы, скинхеды и др.).111
Взрослы (родители, педагоги), узнавшие, что ребенок стал неформалом,
чаще всего испытывают страх. Вместе с тем пребывание подростков в нефор-
111 Детско-молодежные разновозрастные общественные объединения: идеология, этапы раз-
вития, управление / Ред.-сост. Л. А. Крапивина. – Екатеринбург: Дизайн-принт, 2014. – С. 27,
90.
109