Page 110 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 110
тивных решений (само по себе информирование не снижает уровень девиа-
ций);
3) активное обучение социально важным навыкам:
• тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному вли-
янию;
• тренинг ассертивности (обучение распознанию эмоций, выражению их
приемлемым образом, навыкам справляться со стрессом);
• тренинг формирования жизненных навыков (умение общаться, поддер-
живать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межлич-
ностных отношениях, принимать на себя ответственность, ставить цели, от-
стаивать свою позицию и интересы);
4) организация деятельности, альтернативной девиантному поведению;
5) организация здорового образа жизни на основе представлений о личной
ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим орга-
низмом);
6) активизация личностных ресурсов (занятия спортом, творческое само-
выражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия и
др.);
7) минимизация негативных последствий девиантного поведения, особенно
в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.109
4.2. Трудновоспитуемые дети-«неформалы»
Исходя из определения трудновоспитуемости как сопротивления педагогиче-
скому воздействию, можно отнести к трудновоспитуемым и детей-«неформалов»,
которые не принимают общепринятые нормы и правила поведения, сопротивля-
ются увещеваниям и призывам родителей и педагогов, не желают коммунициро-
вать с «обычными» детьми, совершают порой противоправные поступки.
О неформальных объединениях и причинах вхождения в них подростков
и молодежи автор данного пособия подробно рассказал в пособии «Профи-
лактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура
толерантности в системе общего и дополнительного образования: содержание,
направления, методы, формы»,110 вместе с тем в связи с разговором о стратеги-
ях воспитания можно обратиться к уже написанному.
109 Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учеб. пособие для ву-
зов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 124–125.
110 Огоновская И. С. Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отноше-
ний и культура толерантности в системе общего и дополнительного образования: содержа-
ние, направления, методы, формы: метод. пособие для педагогов / И. С. Огоновская. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: ООО «Веста», 2017. – С. 34–52.
108