Page 109 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 109

ния им чувства собственного достоинства, эмпатии, расширения возможности
ребенка к самоконтролю и саморегуляции.

    Артетерапия позволяет корректировать эмоциональные проявления лич-
ности посредством искусства. Она направлена на развитие самопознания и
самовыражения ребенка с помощью творческой деятельности и изобразитель-
ного искусства.106

    2) посредством вмешательства в педагогический процесс (индивидуализа-
ция обучения и воспитания; коррекция воспитательных воздействий и опти-
мизация взаимодействия учителя и обучающихся).107

    Второе направление – вмешательство в педагогический процесс (симпто-
матическая коррекция) – не позволяет закрепиться в характере ребенка нега-
тивных чертам. Как подчеркивает В. Г. Степанов, для достижения результатов
педагоги и родители должны следовать целому ряду рекомендаций:

    • соблюдать единообразие в требованиях;
    • выдвигать адекватные требования ребенку;
    • обеспечивать ему эмоциональный комфорт;
    • осуществлять усиленный контроль за ребенком;
    • поощрять активность;
    • предоставлять самостоятельность;
    • избегать приклеивания ярлыков;
    • использовать похвалы и поощрения;
    • признавать свои ошибки и приносить ребенку извинения;
    • применять наказание в необходимых случаях.108
    Важную роль в воспитании «трудных детей» принадлежит коллективу, и
опыт А. С. Макаренко (см. раздел 3), В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и
многих других показывает, что это действительно так, если взаимоотношения
членов коллектива с взрослыми и между собой выстроены на основе доверия,
взаимопомощи, ответственности, эмпатии и др.
    Доктор педагогических и доктор психологических наук Ю. А. Клейберг вы-
деляет семь различных форм социально-психологической профилактики деви-
антного поведения, в числе которых:
    1) организация социальной среды (в том числе семьи, социальной группы
или конкретной личности), создающей негативное общественное мнение по
отношению к отклоняющемуся поведению;
    2) информирование, включающее попытки воздействия на когнитивные
процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструк-

106 Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. : Учеб. для студ. сред. и высш.
учеб. заведений / Е. А. Медевдева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. –
М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 23–31.
107 Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – С. 31.
108 Там же. С. 32, 33.

                                              107
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114