Page 106 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 106
• несущественные ошибки в воспитании в детстве могут привести появле-
нию у взрослого человека таких черт характера, которые заводят его в тупик,
мешают ему и близким жить;
• черты характера зависят о того, как осуществляется индивидуализация
личности и каков уровень развития межличностных отношений (в одном слу-
чае у подростка могут сформироваться открытость, прямота, смелость, прин-
ципиальность, твердость, в другом случае – скрытность, конформизм, слабоха-
рактерность);
• в группе высокого уровня развития создаются более благоприятные воз-
можности формирования и закрепления позитивных черт характера;
• в характере аккумулируются привычки человека, а характер – это во мно-
гом результат самовоспитания;
• проявляясь в действиях и поступках, характер зависит от содержания дея-
тельности, успешного или неуспешного преодоления трудностей в достижении
основных жизненных целей, от самооценки, общественного мнения и т. п.;
• часто переживаемые человеком психические состояния (радость, душев-
ный подъем, тоска, упадок и др.) нередко закрепляются и становятся чертами
характера, поэтому необходимо ставить ребенка в ситуацию деятельности и
успеха, чтобы он испытывал чувство радостного удовлетворения от труда;
• большое влияние на характер оказывают мировоззрение, убеждения, со-
знательное усвоение норм морали и общественные нормы поведения;
• перед педагогами и родителями постоянно стоит ответственная задача:
своевременно подмечать малейшие изменения в характере детей и, принимая
их во внимание, осуществлять свою линию поведения и воспитания;
• нет характера, который нельзя было бы скорректировать, каждый человек
отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспи-
танием;
• аксиома методики воспитательной работы – необходимость применения
различных педагогических воздействий к детям с различными индивидуаль-
ными особенностями;
• хорошо организованный коллектив может оказать плодотворное влияние
на характер ребенка.101
• многие родители и некоторые воспитатели относятся к ребенку как ма-
ленькому взрослому, то есть считают, что его психика не отличается от пси-
хики взрослого (просто у ребенка меньше объем внимания, памяти, меньше
понимания и т. д.), хотя на самом деле это не так: каждый возрастной этап че-
ловека связан с качественными изменениями в психике;102
101 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 310; Петровский А. В. Психология. –
С. 68–470; Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – С. 141–144.
102 Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – С. 14–20, 33–34.
104