Page 106 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 106

• несущественные ошибки в воспитании в детстве могут привести появле-
нию у взрослого человека таких черт характера, которые заводят его в тупик,
мешают ему и близким жить;

    • черты характера зависят о того, как осуществляется индивидуализация
личности и каков уровень развития межличностных отношений (в одном слу-
чае у подростка могут сформироваться открытость, прямота, смелость, прин-
ципиальность, твердость, в другом случае – скрытность, конформизм, слабоха-
рактерность);

    • в группе высокого уровня развития создаются более благоприятные воз-
можности формирования и закрепления позитивных черт характера;

    • в характере аккумулируются привычки человека, а характер – это во мно-
гом результат самовоспитания;

    • проявляясь в действиях и поступках, характер зависит от содержания дея-
тельности, успешного или неуспешного преодоления трудностей в достижении
основных жизненных целей, от самооценки, общественного мнения и т. п.;

    • часто переживаемые человеком психические состояния (радость, душев-
ный подъем, тоска, упадок и др.) нередко закрепляются и становятся чертами
характера, поэтому необходимо ставить ребенка в ситуацию деятельности и
успеха, чтобы он испытывал чувство радостного удовлетворения от труда;

    • большое влияние на характер оказывают мировоззрение, убеждения, со-
знательное усвоение норм морали и общественные нормы поведения;

    • перед педагогами и родителями постоянно стоит ответственная задача:
своевременно подмечать малейшие изменения в характере детей и, принимая
их во внимание, осуществлять свою линию поведения и воспитания;

    • нет характера, который нельзя было бы скорректировать, каждый человек
отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспи-
танием;

    • аксиома методики воспитательной работы – необходимость применения
различных педагогических воздействий к детям с различными индивидуаль-
ными особенностями;

    • хорошо организованный коллектив может оказать плодотворное влияние
на характер ребенка.101

    • многие родители и некоторые воспитатели относятся к ребенку как ма-
ленькому взрослому, то есть считают, что его психика не отличается от пси-
хики взрослого (просто у ребенка меньше объем внимания, памяти, меньше
понимания и т. д.), хотя на самом деле это не так: каждый возрастной этап че-
ловека связан с качественными изменениями в психике;102

101 Педагогический энциклопедический словарь. – С. 310; Петровский А. В. Психология. –
С. 68–470; Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – С. 141–144.
102 Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – С. 14–20, 33–34.

                                              104
   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111