Page 108 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 108
стороны которых важны эмпатия, положительное отношение, искренность и
естественность в общении с ним;
• опыт Ш. А. Амонашвили и других педагогов показывает, что дети полу-
чают положительные эмоции и удовлетворение от учебной и внеучебной де-
ятельности в том случае, если их всячески одобряют и поощряют не только за
глубокие знания и хорошие умения, но и за улучшение учебной деятельности,
достижения в творческой деятельности, за успехи в спорте, в школьных меро-
приятиях.103
• не следует навешивать на школьника ярлык «отстающего ученика», так как
большинство слабо подготовленных учащихся предпочитают считаться труд-
ными, конфликтными и недисциплинированными, чем малоспособными;
• как пишет В. С. Степанов, плохое поведение обучающихся в школе чаще
всего обусловлено двумя основными факторами: частой сменой учителей и
значительными изменениями состава класса, при этом особенно значим пер-
вый фактор;104
• по мнению психолога Л. С. Славиной, между учителем и ребенком может
возникнуть смысловой барьер, когда ребенок, хорошо понимая и умея выпол-
нять то, что требует от него учитель, как бы не «принимает» это требование и
не выполняет его; причиной такого поведения могут быть: отличное от взрос-
лого понимание предъявляемого требования (к примеру, драться не хорошо
– драться как проявление смелости и храбрости), неприятие ребенком формы
предъявляемого требования (грубой или оскорбительной), личная неприязнь
к педагогу;105
• на поведение ребенка серьезно влияют разрыв между убеждениями и иде-
алами, которые закладываются в семье, с одной стороны, и в школе, с другой
стороны; научными исследованиями доказано, что лучше успевают и достига-
ют успехов в разных сферах дети, родители которых интересуются школьной
жизнью.
В. Г. Степанов выделяет два основных направления психокоррекционной
работы с учащимися:
1) с опорой преимущественно на индивидуальную и групповую психотера-
певтическую работу (индивидуальные консультации и групповые тренинги –
игротерапия, арттерапия и др.).
Игротерапия позволяет не только изменить ребенка, но прежде всего – раз-
вить у него чувство собственной ценности, утвердить свое «Я». При реализации
игротерапии создается атмосфера принятия ребенка, возможности пережива-
103 Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – С. 238.
104 Там же. С. 238.
105 Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным уче-
никам. – М., 1958. – С. 10–11.
106