Page 107 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 107
• каждый ребенок растет под влиянием общественно-исторических условий,
поэтому подростки 1950-х или 1970-х гг. серьезно отличаются друг от друга, и
тем более от них отличаются современные дети. Именно поэтому нельзя оце-
нивать поведение детей по критерию «а как бы я в этом возрасте поступил?»,
потому что в детстве родителей и педагогов все было по-другому: и жизнь, и
отношения между людьми, и ценности, и смыслы жизни;
• дети не всегда похожи на своих родителей, хотя родителям хотелось бы
этого, и родители должны принять эту непохожесть;
• движущей силой психического развития являются внутренние противо-
речия личности, которые касаются потребностей и возможностей их удовлет-
ворения, приобретаемых знаний и возрастных возможностей, уровнем разви-
тия и возможностями личностного роста и др.; задача взрослых – выявить эти
противоречия в сознании ребенка и помочь ему в их успешном разрешении;
• существует противоречие между потребностно-мотивационной сферой и
операционно-техническими возможностями, которые на разных стадиях раз-
вития ребенка выступают на первый план или отступают на второй (к примеру,
для детей младшего школьного возраста учитель является большим авторите-
том, они безоговорочно воспринимают все, что он им говорит, а у подростков
авторитетен далеко не каждый педагог и очень часть в результате переоценки
ценностей они конфликтуют со взрослыми);
• дети подвержены возрастным кризисам, которые, по мнению Л. С. Выгот-
ского, переживают дети новорожденные, возраста 1 года, 3, 7, 13 и 17 лет; в под-
ростковом возрасте дети требуют для себя от взрослых больше самостоятель-
ности и прав и меньше контроля за их действиями, но именно в этом возрасте
не может быть и речи об отмене контроля со стороны родителей или педагогов
(но он должен осуществляться разумно – без категорических распоряжений и
приказов);
• «трудный подросток» может быть изгоем (отставание в учебе может ве-
сти к нарушению эмоциональных контактов со сверстниками) или, наоборот,
неформальным лидером группы, утверждающим свой авторитет проказами и
грубыми нарушениями дисциплины; таких детей следует постепенно вовле-
кать в «добрые» и ответственные дела, обучать навыкам толерантного общения
и др.;
• дети подросткового возраста не любят нотаций и поучений, но восприни-
мают искренние беседы, логическую аргументацию и нравственный опыт;
• «трудные дети» очень часто не осознают всех своих достоинств и недо-
статков, неправильно их оценивают, но без этого невозможна психокоррекция
недостатков;
• одним из основных условий возникновения положительного самоотно-
шения ребенка является внутренне принятие его родителями и педагогами, со
105