Page 105 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 105

Основные черты         Проявления в школе    Необходимые действия
                         и их последствия

                – ждут от близких людей по-
                стоянного утешения и под-
                держки в состоянии тоски
                и тревоги и сопереживания
                радости в период душевного
                подъема

    Психолог Г. С. Тагирова предлагает следующую психолого-педагогическую
типологию трудновоспитуемых подростков:

    1) подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям
обусловлена низким уровнем развития моральных представлений и социально
одобряемых навыков поведения (педагогическая запущенность);

    2) подростки, чья сопротивляемость педагогическим воздействиям обу-
словлена особенностями психодинамических свойств личности и темперамен-
та (акцентуации характера, эмоциональная неустойчивость, импульсивность
и т. д.);

    3) подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям
вызвана неумелыми воспитательными воздействиями учителя («мнимая труд-
новоспитуемость»);

    4) подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям
обусловлена особенностями личности, побуждающими их отрицательно отно-
ситься к некоторым положительным явлениям социальной действительности
(«собственно» воспитуемость).100

    В процессе воспитания «трудных детей» важно знать и понимать следую-
щее:

    • в обыденном сознании человек может быть «от природы трусом или него-
дяем», но его личность «чеканят» также и социальные предпосылки;

    • любой человек рождается с различными особенностями функционирова-
ния головного мозга, эндокринной системы, поэтому одни и те же воздействия
на детей могут вызывать различный психологический эффект;

    • сходные условия жизни в семье совсем не означают, что братья и сестры
должны иметь одинаковый характер и быть похожими друг на друга;

    • изменения материальных условий семьи в течение двух-трех лет приводят
к изменению отношений в семье (к примеру, младшего ребенка больше балу-
ют) и вследствие этого – к зарождению различных качеств или особенностей
личности;

100 Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростка-
ми. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 21.

                                              103
   100   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110