Page 105 - Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 105
Основные черты Проявления в школе Необходимые действия
и их последствия
– ждут от близких людей по-
стоянного утешения и под-
держки в состоянии тоски
и тревоги и сопереживания
радости в период душевного
подъема
Психолог Г. С. Тагирова предлагает следующую психолого-педагогическую
типологию трудновоспитуемых подростков:
1) подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям
обусловлена низким уровнем развития моральных представлений и социально
одобряемых навыков поведения (педагогическая запущенность);
2) подростки, чья сопротивляемость педагогическим воздействиям обу-
словлена особенностями психодинамических свойств личности и темперамен-
та (акцентуации характера, эмоциональная неустойчивость, импульсивность
и т. д.);
3) подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям
вызвана неумелыми воспитательными воздействиями учителя («мнимая труд-
новоспитуемость»);
4) подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям
обусловлена особенностями личности, побуждающими их отрицательно отно-
ситься к некоторым положительным явлениям социальной действительности
(«собственно» воспитуемость).100
В процессе воспитания «трудных детей» важно знать и понимать следую-
щее:
• в обыденном сознании человек может быть «от природы трусом или него-
дяем», но его личность «чеканят» также и социальные предпосылки;
• любой человек рождается с различными особенностями функционирова-
ния головного мозга, эндокринной системы, поэтому одни и те же воздействия
на детей могут вызывать различный психологический эффект;
• сходные условия жизни в семье совсем не означают, что братья и сестры
должны иметь одинаковый характер и быть похожими друг на друга;
• изменения материальных условий семьи в течение двух-трех лет приводят
к изменению отношений в семье (к примеру, младшего ребенка больше балу-
ют) и вследствие этого – к зарождению различных качеств или особенностей
личности;
100 Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростка-
ми. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 21.
103