Page 98 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 98

В связи с этим для решения задач каждого компонента были выявлены
определенные методы, приемы и упражнения.

   Раскроем подробнее необходимые упражнения, приемы и методы,
которые последовательно включаются в каждый этап разработанной
технологии и способствуют решению сформулированных задач.

   На начальном этапе задача формирования навыка удержания певче-
ской установки и строевой стойки как основы для исполнения строевой
песни решалась посредством использования такого метода, как упраж-
нение. Данная задача решалась на 3—4 уроках музыки в классе. Для его
формирования отводилось определенное время — конец урока музыки,
когда необходимо было активизировать учащихся путем изменения их
позы и введения активных двигательных действий наряду с выполне-
нием дыхательных упражнений. Кадеты вместо привычного положе-
ния на уроке «сидя за партой» выполняли упражнение стоя. Однако
все-таки все упражнения выполнялись кадетами не в движении, а стоя
на месте, поэтому мы определяли их как упражнения, выполняемые
преимущественно в статике.

   Первый тип упражнения — дыхательное. Основные требования к
выполнению дыхательного упражнения:

   –– стойка с прямой спиной, развернутыми плечами, естественное
       положение головы и подбородка (не поднимая и не опуская его),
       руки свободно опущены вдоль туловища;

   –– выполнение короткого вдоха и длинного выдоха.
   После выполнения такого упражнения к двум требованиям, предъ-
являемым к выполнению такого упражнения, добавлялось третье:
   –– выполнение короткого вдоха и активного выдоха с исполнением

       возгласа: «ух!», «эх!», «ах!».
   Такое упражнение помимо формирования певческой установки и
строевой стойки способствует формированию певческого нижнере-
берного дыхания, так как исполнение возгласа требует активизации
дыхательного аппарата и опоры на диафрагму. Упражнения такого же
плана на сегодняшний день активно используются в практике вокаль-
ного воспитания учащихся (В.В. Емельянов [34], Д.Е. Огороднов [26],
Л.В. Чернова [36], Д.Е. Чернов [24] и др.).
   После освоения данного упражнения учащимся предлагается упражне-
ние другого типа — двигательное, которое выполняется уже под инстру-
ментальную музыку. Требования к выполнению этого упражнения:

                                               96
   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103