Page 100 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 100
евой песни на марше был использован наглядный метод. Для этого
учителем музыки была составлена видеотека, в которую вошел мате-
риал для демонстрации учащимся прохождения маршем с исполне-
нием строевой песни кадетами, военными, студентами вузов, учащи-
мися школ. Все записи были взяты из Интернета с конкурсов строя
и песни, который проводился в тех или иных учебных заведениях
России. Если с начала введения этих видеозаписей учащиеся наблю-
дали и обсуждали предложенные им примеры, то на 2—4-м уроках
они уже их оценивали с точки зрения удержания кадетами певческой
установки и строевой стойки, точности попадания в сильную долю
такта, эстетичности прохождения маршем с исполнением строевой
песни.
На основном этапе, который включал 10—11 уроков, формулирова-
лась задача — формирование навыков совмещения метроритмической
пульсации с движением и адекватное отражение в движении темпа
песни. Этот этап был назван основным в связи с тем, что на нем в про-
цесс формирования навыков активно включалось движение, а также
формировались такие навыки, которые отражали особенности самой
строевой песни: темп, метроритм, т.е., по сути дела, это была не под-
готовка к исполнению, а сам процесс исполнения песни. Без сформи-
рованных навыков этого основного этапа невозможно было формиро-
вать другие, более сложные навыки по совмещению пения с непарал-
лельным движением рук и ног. Поэтому методами, используемые на
этом этапе, были упражнения, упражнения-композиции (А.Н. Зимина),
прием «ритмический диалог» (В.И. Петрушин). На этом этапе выполня-
емые упражнения осуществлялись уже преимущественно в динамике,
т.е. в движении на месте шагом. При этом учащимся необходимо было
совмещать сильную долю с шагом левой ноги.
На этом этапе использовались упражнения предыдущего этапа, а
именно двигательное с ритмичным произношением слов песни, дви-
гательное под инструментальную музыку. Однако они были услож-
нены для выполнения:
–– если для первого этапа были включены только фрагменты инстру-
ментальных маршей, то для этого этапа использовались полные
версии таких маршей;
–– в инструментальное сопровождение был введен аккомпанемент
барабана, сами учащиеся отмечали на барабане сильную долю,
98