Page 101 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 101
помогая сотоварищам четко, верно и вовремя ее отмечать во время
шага на месте;
–– учащиеся отмечали в аккомпанементе громко сильную долю
(forte), а пульсацию восьмыми долями отмечал другой барабан,
но на динамический оттенок (mezzo forte). Исполняемая пульса-
ция позволяла кадетам при выполнении шага на месте удерживать
темп, а исполнение сильной доли на барабане, как уже отмеча-
лось, позволяло точно отражать сильную долю в шаге левой ноги.
Требования к реализации приема «ритмический диалог» были сле-
дующими:
–– класс должен был разделиться на две или большее количество
групп;
–– каждая группа выбирала свои варианты ритмического аккомпа-
немента песни, исполняемой кадетами в движении (шаг на месте),
но без активного движения рук;
–– исполнение песни следовало осуществлять попеременно: сначала
одна группа со своим вариантом ритмического аккомпанемента,
затем другая.
Варианты исполнения учащимися песни:
–– одна группа могла исполнять только сильную долю, другая —
только слабую или две слабых доли;
–– одна группа могла дробить сильную долю на две, а другая испол-
няла только одну слабую долю и т.д.
Ритмические диалоги сначала на доске выписывал учитель, затем
кадеты составляли эти ритмические диалоги самостоятельно.
Упражнения-композиции использовались в конце основного этапа,
когда у кадет уже были сформированы навыки координации пения и
движения (шага на месте). Они исполняли различные варианты запева
и припева строевой песни, совмещая исполнение с шагом на месте:
–– запев первого куплета без аккомпанемента барабана, припев —
с аккомпанементом барабана;
–– запев второго куплета — только четкое проговаривание слов, при-
пев — пение песни с аккомпанементом барабана на слабую долю;
–– исполнение слабой доли только хлопками, а сильной — ударами
ног и т.д.
Для формирования навыка удержания темпа песни также использовался
аккомпанемент учителя с преднамеренным ускорением или замедлением
99