Page 102 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 102
темпа, которые должны были отразить в движении (шаге) и в пении уча-
щиеся. Пение строевых песен подкреплялось аккомпанементом учителя,
исполняющего песню на фортепиано или фонограммой. Музыкальным
материалом для этого этапа были песни уральского казачества: «Наши
лихие уральские кони», «Друзья, в едино соберемся», «Хвала вам, уральцы,
герои Икана» и др., а также русские народные песни «Солдатушки, бравы,
ребятушки», «Грянул внезапно гром над Москвой», «Врагу не сдается
наш гордый Варяг», песни композиторов Д. Тухманова «День победы»,
В. Соловьева-Седого «Солдаты в путь», М. Блантера «Катюша» и др.
На заключительном этапе была сформулирована следующая задача:
закрепление сформированных навыков и освоение более сложных —
координации пения и непараллельного движения рук и ног. В отличие
от предыдущих этапов, которые реализовались на уроках музыки, этот
этап включал и внеклассные занятия на плацу, когда кадеты демон-
стрировали все те навыки, которые были освоены на уроках музыки.
Этот этап проводился на 15—17-м уроках и на внеклассных занятиях
по строевой подготовке.
Методы, используемые на уроках музыки: упражнения, творческий
проект. Упражнения, которые включались на этом этапе:
–– непараллельное движение рук и ног при совмещении движения и
шага на месте. В выполнении этого упражнения обращалось вни-
мание на то, чтобы левая нога в шаге попадала в сильную долю
произведения, при этом шаг левой ноги сопровождался взмахом
правой руки;
–– непараллельное движение рук и ног при совмещении движения и
шага на месте (содержание упражнения было адекватно предыду-
щему упражнению), но с проговариванием слов строевой песни;
–– непараллельное движение рук и ног при совмещении движения и
шага на месте, но с включением на сильную долю, относительно
сильную и слабую долю такта возгласов. Использование таких
возгласов, как уже указывалось, является характерной особенно-
стью исполнения солдатских строевых песен. Для четкого произ-
ношения этих возгласов ведение аккомпанемента барабана, кото-
рый выполнял удар на возглас;
–– исполнение песни в форме диалога как характерной особенно-
сти солдатской песни, на которую указывают в своих работах
Т.С. Рудиченко [40] и Т.И. Калужникова [42].
100