Page 95 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 95
тами колледжей и вузов, принимавшими участие в конкурсах строя и
песни. С этой целью нами был произведен просмотр нескольких таких
конкурсов, записи которых имеются в Интернете. Кроме того, наблюде-
ние прохождения конкурса строя и песни производилось и «в живом»
исполнении, когда автор исследования присутствовал на таких конкур-
сах и общался с членами жюри.
Таким образом, в опоре на специфические особенности строевой
песни как разновидности жанра солдатской песни, на выявленные навыки
исполнения таких песен, в опоре на данные анкеты учащихся и учи-
телей, работающих с кадетами, а также на результаты наблюдения за
исполнением строевых песен участниками конкурсов строя и песни
была выделена четырехкомпонентная последовательность действий педа-
гога по формированию навыков исполнения строевых песен кадетами:
–– формирование навыка певческой установки и соответственно
строевой стойки;
–– формирование навыка совмещения строевого шага с сильной (левая
нога) и слабой (правая нога) долей строевой песни;
–– формирование навыка удержания темпа в пении с движением;
–– формирование навыка совмещения движения рук и ног с ощуще-
нием сильной и слабой доли строевой песни.
Определяя данную последовательность в формировании навыков
исполнения строевой песни, было учтено, что эти компоненты явля-
ются основными и их формирование позволит включать в исполнение
и такие специфические особенности строевой песни, как включение
возгласов на сильную или слабую долю, включение аккомпанемента
барабана, перекличку солист — хор, группа солистов — хор. Для осу-
ществления этих исполнительских особенностей строевой песни необ-
ходимо было развивать у учащихся чувство ритма, ощущение темпа,
ансамбль в исполнении песни и в движении маршем.
Выделенные в алгоритме действий учителя четыре компонента
должны выступать как единый целостный педагогический процесс.
Первый компонент являлся чрезвычайно важным для организации всего
процесса обучения, без сформированности певческой установки и стро-
евой стройки и, самое главное, без координации этих двух начальных
позиций, верное исполнение строевой песни невозможно. Именно с этих
позиций: формирование навыка удержания строевой стойки и певче-
ской установки и начинается весь процесс исполнения строевой песни.
93