Page 93 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 93
с. 72]. В наиболее общем виде автор определяет технологию как опре-
деленную последовательностью действий (то есть алгоритм), которая
приводит к проектируемым результатам обучения [20]. Эта позиция
Г.К. Селевко сходна с позициями таких авторов, как М.И. Махмутов,
Г.И. Ибрагимов, М.А. Чошанов [13] и др. Названные авторы также пред-
ставляют педагогическую технологию в процессуально-описательном
аспекте как «жестко запрограммированный (алгоритмизированный)
процесс, в котором также присутствует описание (алгоритм) процесса,
совокупность целей, методов и средств для достижения поставленной
цели» [13, с. 223].
Опираясь на идеи названных выше авторов, определяем педагоги-
ческую технологию как последовательный алгоритм действий, приво-
дящий к проектируемому результату. Такое содержание понятия «тех-
нология» в наибольшей мере соответствует проблематике настоящего
диссертационного исследования, так как исполнение строевой песни и
строевой шаг невозможно выполнить без определенных технических
навыков, формирование которых может быть достигнуто в последова-
тельности определенных, повторяемых действий учащихся. Эти тех-
нические навыки должны формироваться в их единстве в процессе
последовательного освоения совмещенных действий учащихся, которые
после освоения выполняются ими автоматически. Поэтому для насто-
ящего исследования была выбрана именно педагогическая технология
как определенный алгоритм действий, так как для решения вопроса о
формировании навыков совмещения пения и движения обучающихся
необходимо проявление различных умений: певческих, вокально-хоро-
вых, двигательных. Навык, как известно, формируется в процессе опре-
деленного и последовательно освоенного алгоритма действий. Поэтому
совмещение пения с движением является тоже определенным алгорит-
мом в процессе его формирования [19]. Каждый компонент выделен-
ного целостного алгоритма также включает определенный алгоритм
по освоению учащимися кадетских классов совмещенных действий
пения и движения, а значит, и в этих компонентах присутствуют тех-
нологические составляющие.
В теоретической главе исследования были определены специфиче-
ские особенности строевой песни, исполнение которой требует и сфор-
мированных навыков. Повторим, что к таковым относятся удержание
строевой стойки и певческой установки для верного вокального испол-
91