Page 97 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 97
Итак, в основу технологии был положен разработанный алгоритм
действий учителя по формированию навыков исполнения кадетами
строевых песен, но вместо четырех компонентов этого алгоритма в тех-
нологию было включено (за счет объединения второго и третьего ком-
понентов) только три компонента, каждый их которых являлся этапом
технологии. Эти этапы сначала последовательно, а затем аккордно вне-
дрялись в процесс обучения кадет исполнению строевых песен опре-
деленным модулем в урок музыки. На каждом этапе технологии были
выделены свои задачи.
На начальном этапе — формирование навыка удержания певческой
установки и строевой стойки как основы для исполнения строевой песни.
На основном этапе — формирование навыков совмещения метро-
ритмической пульсации с движением и адекватное отражение в дви-
жении темпа песни.
На заключительном этапе — закрепление освоенных навыков и фор-
мование навыка совмещения непараллельного движения рук и ног с
исполнением песни.
Выделение таких этапов было подчинено принципу «от простого —
к сложному», о котором говорилось в теоретической главе исследо-
вания и который был основополагающим для всей реализации всех
этапов технологии. В данном случае от начальной певческой уста-
новки и строевой стойки до сложной координации, сочетающей в
себе координацию между пением и непараллельным движением рук
и ног.
Ряд авторов (Г.Л. Ержемский [10], В.Х. Мазель [18], О.Л. Монд [23],
И.Э. Кох [25], а также И.Т. Назаров, О.Ф. Шульпяков [24]) отмечали в
своих работах о том, что связь музыки и движения при ее воплощении
исполнителем осуществляется сначала при активизации собственного
сознания [24]. А это значит, что человеком, выполняющим движение,
должно осуществляться повсеместный контроль и корректировка ампли-
туды, точности, четкости и своевременности движения. Поэтому, как
пишет Л.В. Чернова, «необходимо отыскивать и развивать такие дви-
гательные формы, которые бы привели к наименьшей затрате мускуль-
ной энергии при достижении оптимального художественного резуль-
тата» [36, c. 15], а также методы, которые не утомляли учащихся, фор-
мировали у них мотивацию и интерес к координации действий пения и
движения, были бы приемлемы для учащихся именно такого возраста.
95