Page 92 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 92
Н.И. Соколова указывает, что педагогическая технология является
деятельностью, которая реализует научнообоснованный проект дидак-
тического процесса. Она отличается «более высокой степенью эффек-
тивности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет
место при традиционных методиках обучения» [8, с. 73]. В.В. Сериков
определяет педагогическую технологию как систему действий педа-
гога, приводящих к ожидаемому результату [6].
О педагогической технологии как системе определенных действий
говорит и Г.М. Коджаспиров [12]. Автор рассматривает педагогиче-
скую технологию как систему способов, приемов, шагов, последова-
тельность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения
и развития личности воспитанника. Деятельность педагога в техноло-
гии представлена процедурно, т.е. в виде определенной системы дей-
ствий, обеспечивающей гарантированный результат [12].
Трактовка педагогической технологии В.П. Беспалько отличается
тем, что она представляется автору как определенный проект педаго-
гической системы, «на практике и как содержательная техника реали-
зации учебного процесса» [15, с. 22].
Обобщая мнения различных авторов, можно сделать вывод о том,
что «педагогическая технология» представляет собой образователь-
ный процесс [2]; систему процедур и процесс обучения [3]; деятель-
ность, реализуемую в определенной последовательности [5]; систему
действий [4].
Данное обобщение позволяет сделать вывод о том, что почти во
всех рассматриваемых работах в различных определениях педагогиче-
ской технологии прослеживаются такие общие черты, как процессуаль-
ность и последовательность. Именно на эти специфические черты фено-
мена «педагогическая технология» обращает внимание Г.К. Селевко,
который пишет о том, что педагогическая технология представляется
как определенная последовательность действий (то есть алгоритм дей-
ствий), которая приводит к проектируемым результатам обучения [4].
Данный феномен может быть рассмотрен «в процессуально-описатель-
ном аспекте: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содер-
жания, методов и средств для достижения планируемых результатов
обучения; и в процессуально-действенном: осуществление технологи-
ческого (педагогического) процесса, функционирование всех личност-
ных, инструментальных и методологических педагогических средств [4,
90