Page 90 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 90
чение или образование с использованием современных технических
средств.
О педагогической технологии, как об определенной науке, а не обу-
чении с использованием современных технических средств, стали гово-
рить в нашей стране в 60-х годах ХХ в. Л.Н. Ланда доказал необходи-
мость определенного алгоритма реализации умственных процессов
обучающихся [11]. В 80-х годах ХХ в. В.П. Беспалько выдвинул идею
о специфической педагогической технологии обучения, представляю-
щей определенный алгоритм действий педагога [15]. Позже, в 1990 г.
Г.К. Селевко в своей работе «Современные образовательные техноло-
гии» представил педагогическую технологию «как часть педагогической
науки» [4, с. 113]. Действительно, на сегодняшний день педагогическая
технология представлена в педагогике как ее отдельное направление,
благодаря которому исследователю, педагогу, учителю предоставля-
ется возможность конструировать оптимальные обучающие системы.
Содержание педагогической технологии включает вопросы по изуче-
нию и разработке целей, содержания и методов обучения, способствует
проекции тех или иных педагогических процессов. Именно таких взгля-
дов придерживаются П.И. Пидкасистый [16], В.В. Гузеев [17], которые
определяют педагогическую технологию именно как научное направ-
ление. Авторы указывают, что содержанием такого направления явля-
ется конструирование оптимальных обучающих систем, проектирова-
ние учебных процессов.
Педагогическая технология рассматривается авторами и в дру-
гом — эмпирическом ракурсе, а именно как средство педагогической
деятельности, включающее методический инструментарий, учебное
оборудование и технические средства обучения (В. Бухвалов [30],
Н.Б. Крылова [31] и др.). Некоторые исследователи определяют педа-
гогическую технологию как целостный, комплексный, интегративный
процесс, включающий различные идеи, средства и способы организа-
ции деятельности (М.В. Кларин [2], Д.В. Чернилевский [14]).
Педагогическая технология, по мнению таких авторов, как В.И. Бого-
любов [32], Е.В. Коротаева [33], является объемным по содержанию
понятием, определенным многомерным процессом, обладающим уни-
версальной степенью общности. Технология в таком понимании может
трактоваться как некая универсальная метаметодика, применимая во
многих школьных учебных дисциплинах. Противоположная точка зре-
88