Page 89 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 89
и будет затем взято на вооружение при формировании у кадет навыков
исполнения строевой песни.
Слово «технология» произошло от греческого techne — искусство,
logos — учение, что переводится как мастерство, искусство, способ,
умение. Понятие «технология» активно использовалось и использу-
ется в производственной практике. Но в 60-е годы ХХ в. технология
материального производства выступает в «качестве начальных усло-
вий возникновения и развития педагогической технологии» [21, с. 77].
В американских и английских работах в это время встречается поня-
тие «an educational technology», которое переводится как педагогиче-
ская технология. Введение этого понятия в научный тезаурус было обу-
словлено изменениями в производстве, которое произошло в ХХ в., а
именно — внедрение электроники, вычислительных машин. Эти изме-
нения повлияли на бурный рост производства аудио- и видеотехники.
В середине ХХ в. Л.К. Ларсон на основе новых технических средств
предложил ввести аудиовизуальное образование, которое, по его мне-
нию, как средство должно содействовать эффективному обучению уча-
щихся [46]. Поэтому к педагогическим технологиям стали относить
технические средства обучения, с помощью которых в дальнейшем
прослеживается стремление уже частично или полностью технологи-
зировать педагогический процесс, внедряя в него изобретенные техни-
ческие и электронные средства [47].
В европейской педагогике учебный процесс также подвергался тех-
нологизации с целью коренного и масштабного преобразования прак-
тики массового обучения. К концу XX в. в странах Европы вводятся
специальные программируемые средства в дисплейных классах, а в
1990 г. используются интерактивные технологии в образовании [49].
В огромном разнообразии обучающих технологии, появившихся
в западной педагогической системе образования, можно выделить
то общее, что объединяет все эти технологии, — опора на техниче-
ские средства обучения. Е.Г. Елина, М.А. Фризен [43] отмечают, что в
Западной Европе, в Америке технологии обучения отличны от педаго-
гических технологий, имеющих место в отечественном образовании.
Если в России педагогические технологии рассматривались как ком-
плекс методов, алгоритм действий, педагогический процесс со специ-
фическими формами обучения, о чем будет сказано ниже, то в запад-
ных странах все педагогические технологии представляют собой обу-
87