Page 86 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 86
Обобщая итоги констатирующего этапа опытно-поисковой работы,
можно отметить, что умение синхронно координировать действия рук
и ног при выполнении строевых приемов при пении и при движении
строевым шагом оказалось самым затруднительным для учащихся.
При проведении констатирующего этапа опытно-поисковой работы
сформированность четвертого критерия оказалась на самом низком
уровне. Причины такого результата можно объяснить следующим:
выполнение творческого задания четвертого критерия предусматри-
вало воспроизведение в комплексе различных координационных дей-
ствий — формирование правильной строевой стойки, певческой уста-
новки, синхронного движения рук и ног (противоположность одновре-
менно выполняемых движений), формирование строевого шага. А это
предполагает одновременное выполнение сложных координационных
навыков, таких как выработка строевой стойки с формированием пев-
ческой установки и отработка синхронности в движениях рук и ног с
ощущением метроритмической пульсации на сильную долю. Дети ока-
зались не готовы без обучения одновременно координировать сразу все
эти элементы с пением.
Низкий процент выполнения творческого задания также обуслов-
лен был и тем, что оно выполнялось учащимися совместно в шеренге,
в которой никакого предварительного отбора не было — состав шеренг
формировался случайным образом.
Также творческое задание четвертого критерия выполнялось не
индивидуально, как предыдущие творческие задания, а по группам из
4 человек, что вызвало дополнительные затруднения при выполнении,
так как у каждого учащегося исходные навыки строевого пения были
различны.
При выполнении творческого задания по первому критерию (коор-
динация певческой установки и строевой стойки) было выявлено, что
при пении и движении строевым шагом учащимся было трудно удер-
живать певческую позицию и заданную строевую стойку. Это сказы-
валось на качестве звучания, интонировании при пении. Данные про-
блемы в исполнении были вызваны нарушением процесса дыхания уча-
щихся. Одновременное выполнение строевой стойки, фиксация строевого
шага и удержание певческой позиции вызвали определенные трудно-
сти при выполнении индивидуального задания по данному критерию,
а это значит, что они не умеют их координировать. Неправильная пев-
84