Page 71 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 71
ющего этапа опытно-поисковой работы: это такие строевые песни, как
«Служить России» (на музыку Э. Ханка, слова И. Резника). Для замера
показателя четвертого критерия в качестве музыкального материала
использовалась строевая песня на музыку М. Блантера и слова М. Иса-
ковского «Катюша». Все эти песни были известны учащимся опытно-
поисковой группы и контрольной группы.
Говоря о системе оценки и уровнях сформированности всех кри-
териев, поясним следующее: оценка выполнения творческого задания
оценивалась по трем баллам, которые определяли высокий, средний и
низкий уровень сформированности этого критерия.
Методом замера и оценки показателя первого критерия было выбрано
индивидуальное творческое задание — исполнить запев строевой
песни.
Цель: выявить возможность соблюдать певческую установку и стро-
евую стойку при движении и пении.
Инструкция: кадету предлагается начать исполнять запев строе-
вой песни и до конца запева исполнять ее с движением. Для удобства
исполнения экспериментатор исполнял аккомпанемент этой песни на
фортепиано.
Музыкальный материал — старинная строевая песня «Юнкера».
Уровни сформированности и оценка первого критерия определя-
лись и характеризовались следующим образом:
Высокий уровень (3 балла): учащийся до конца исполнения запева
сохраняет певческую установку и соответственно строевую стойку.
Средний уровень (2 балла): учащийся начинает петь, удерживая пев-
ческую установку и строевую стойку, но до конца запева он их не выдер-
живает. С момента начала пения и движения строевым шагом пытается
фиксировать певческую установку и строевую стойку, но теряется: опу-
скаются плечи, появляется сутулость, зажим диафрагмы.
Низкий уровень (1 балл): учащийся в начале движения не может
зафиксировать певческую установку, проявляет непонимание при выпол-
нении строевой стойки в момент исполнения и движения строевым
шагом.
Метод замера показателей второго критерия: индивидуальное твор-
ческое задание. При пении музыкального материала и шагая на месте
точно попадать ногой в долю и фиксировать сильную долю левой ногой,
а слабую долю правой ногой.
69