Page 66 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 66
легло в основу выбора данного критерия при проведении констатиру-
ющего этапа опытно-поисковой работы.
Показателем данного критерия является умение прямо держать
спину, удерживать певческую установку и строевую стойку при пении
во время движения строевым шагом. При этом формируется наиболее
рациональное и устойчивое вертикальное положение корпуса и равно-
весие обучаемого.
Второй критерий — ощущение метроритмической пульсации при
исполнении строевой песни и при движении строевым шагом. Как уже
было сказано выше, строевой шаг зависит от ритма и метрической основы
строевой песни. Обучение строевому шагу способствует верному и
точному ритмическому исполнению строевой песни. Ритм выступает
в данном случае как средство координации движения (шаг) и пения.
Одновременно со строевым шагом активизируется ощущение равно-
мерной пульсации метрических долей, подчеркивается необходимость
фиксации сильной доли песни левой ногой, например во время ходьбы
и маршировки в сочетании с пением.
Выбор в определении данного критерия обусловлен был еще и тем,
что при исполнении строевой песни необходим такой двигательный
навык, как строевой шаг и чувство сильной доли, значение которой
едино и для шага, и для исполнения песни.
Координация движения и пения невозможна без наличия и развития
при обучении метроритмической пульсации и чувства ритма. Учащийся
при движении строевым шагом должен уметь подчеркивать сильную
долю и ощущать при этом метроритмическую пульсацию во время
пения. Важно, чтобы двигательные навыки при пении и при выполне-
нии перестроений, движений строевым шагом качественно выполня-
лись, а строевые движения одновременно совпадали по ритму с движе-
ниями учащихся, при этом ритм и метр помогал проявлению равномер-
ного, ритмичного дыхания, столь необходимого для исполнения песни.
Ощущение метроритмической основы взаимосвязано с темпом и с
совмещением движения и пения. Так, при неправильном и неточном
ощущении метроритмической пульсации, а также при недостаточно
развитом чувстве ритма у учащегося при исполнении строевой песни
будет прослеживаться неправильное представление сильной ритми-
ческой доли при пении, которое может привести к нарушению темпа
исполнения. Данное обстоятельство при разучивании приведет к непо-
64