Page 68 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 68
также зависит от способности отличать темп движений. От уровня этих
способностей зависит также сформированность двигательных умений
и навыков при строевом пении.
Таким образом, для проведения констатирующего этапа опытно-
поисковой работы было необходимо выбрать именно такой критерий,
который определяет способность учащегося исполнять строевую песню
в одном заданном темпе (главным образом, без ускорений) и будет соот-
ветствовать темпу строевого шага в движении.
При пении важно, чтобы двигательные навыки при выполнении
перестроений, движений строевым шагом качественно выполнялись,
а строевые движения одновременно совпадали не только по ритму, но
и по темпу с движениями учащихся, при этом темп исполнения песни
помогал равномерному, ритмичному дыханию при пении. Учащийся
должен уметь исполнять песню в одном темпе (не ускоряя и не замед-
ляя ее). Говоря о координационной взаимосвязи между ритмом и тем-
пом, можно проследить, что при недостаточно развитом чувстве ритма
(показатель второго критерия) у учащихся часто утрачивается и вос-
приятие темпа при пении. Такая координационная взаимосвязь позво-
лит выполнять движение и дыхание при пении в одном темпе и соот-
ветственно исполнение в этом же темпе строевой песни. Поэтому дан-
ный критерий и был внедрен в констатирующий этап диагностики в
опытно-поисковой работе настоящего исследования.
Показателем данного критерия является умение осуществлять пение
и движение в одном темпе.
Четвертый критерий. Умение совмещать пение строевой песни с
синхронным движением рук и ног. Опираясь на содержание теоретиче-
ской части исследования, было определено, что для исполнения стро-
евых песен необходим комплекс правильно сформированных и взаи-
модополняемых друг другом певческих, двигательных и координаци-
онных навыков, которые должны быть упорядочены и одновременно
согласованы между собой.
При выборе в определении этого критерия за основу была взята
необходимость синхронизации движения с пением, с включением дви-
жения рук. При этом под левую ногу воспроизводство требуемых дей-
ствий представляет собой выработку уже сложных навыков, т.е. про-
цесса координации синхронных движений рук и ног при пении строе-
вых песен и движении строевым шагом.
66