Page 69 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 69
Также при формировании двигательного навыка движений рук и
ног во время строевого пения используются возникающие инерцион-
ные движения, направляемые уже на качественное решение исполни-
тельской задачи — в нашем случае исполнение строевой песни в дви-
жении под шаг, при котором руки и ноги синхронно работают в соче-
тании со строевым шагом.
Данный критерий предполагает выполнение в комплексе координа-
ционных действий: формирование правильной строевой стойки, певче-
ской установки, синхронного движения рук и ног (противоположность
одновременно выполняемых движений), выполнение строевого шага.
Это предполагает одновременное выполнение сложных координа-
ционных навыков: выработка строевой стойки с формированием пев-
ческой установки, отработка синхронности в движениях рук и ног с
ощущением метроритмической пульсации на сильную долю. Таким
образом, соединение нескольких названных между собой элементов
для данного критерия представляет собой выработку уже сложных,
одновременно выполняемых координационных навыков. Это требует
одновременной и точной координации между собой.
Совмещение пения и движения рук и ног также взаимосвязано между
собой. Это подтверждается тем, что при пении во время движения силь-
ная (в двухдольном) или относительно сильная (в четырехдольном) раз-
мерах доля приходится точно под левую ногу, слабая и относительно
слабая — под правую. Таким образом, первый шаг производится левой
ногой, с параллельным движением правой руки назад и немного в сто-
рону. Второй шаг — с правой ноги, с отведением левой руки назад. При
отработке данных двигательных навыков наблюдаются определенные
проблемы как синхронного движения рук и ног, так и проблемы совме-
щения сильной доли с шагом левой ноги у кадетов. При нарушении коор-
динации действий рук и ног и с первым шагом при начале движения с
пением у такой группы учащихся будет неизбежно нарушена последо-
вательность чередования движения правой и левой ног.
В данном случае прослеживается взаимосвязь представленного кри-
терия со вторым критерием (наличие метроритмического чувства), так
как из-за неправильного восприятия чередования сильных и слабых
долей в песне процесс совмещения пения с движением, так же как и
синхронность движения ног и рук, будет полностью нарушен, как и
сам процесс пения.
67