Page 64 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 64
Для решения первой задачи необходимо было выявить критерии
сформированности навыков исполнения строевой песни. В первой главе
были определены и описаны требуемые навыки строевого пения: пев-
ческие, двигательные, но для настоящего исследования интерес пред-
ставляют навыки координационные, которые позволяют учащимся сое-
динять двигательные действия и пение. В теоретической главе было
определено, что навыки строевого пения — это комплекс автомати-
зированных, скоординированных синхронно и одновременно точно
выполняемых певческих и двигательных действий. В связи с этим все
критерии должны были так или иначе отразить взаимосвязь пения и
движения.
Исходя из необходимости при этом координированной синхро-
низации певческих и двигательных действий одновременно, а также
в целях достижения и последующей сформированности обозначен-
ных навыков строевого пения было необходимо определить крите-
рии, которые легли в основу констатирующего этапа опытно-поис-
ковой работы.
Для реализации констатирующего этапа опытно-поисковой работы
необходима оценка и уровень одновременно выполняемых в комплексе
координационных действий. Они предполагают сложные координаци-
онные навыки: выработка строевой стойки с одновременным форми-
рованием певческой установки, отработка синхронности в движениях
рук, строевого шага, с координированием и одновременным ощущением
метроритмической пульсации, движение с опорой на сильную долю
левой ногой на шаг. Таким образом, соединение нескольких назван-
ных между собой элементов представляет собой выработку уже слож-
ных, одновременно выполняемых координационных навыков. Однако
одни навыки предполагали сформированность статичных действий —
строевой стойки и певческой установки, другие — динамичных дейст-
вий — движение шагом с исполнением песни.
Наличие одновременной координации всех названных выше элемен-
тов при пении, обусловило определение четырех взаимосвязанных между
собой критериев, которые были сформулированы исходя из уровня име-
ющихся навыков строевого пения учащихся. Эти же четыре критерия
вытекают из разработанного алгоритма действий учителя по форми-
рованию навыков исполнения строевой песни у кадет, которые были
рассмотрены в теоретической главе диссертации.
62