Page 30 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 30

таким образом, первоначально организует процесс строевого пения,
прежде всего дыхания. Расход воздуха при пении больше, чем при раз-
говоре, однако перенаполнение легких вызывает нежелательную зажа-
тость в теле и напряжение в голосе; в то же время нужно учитывать,
что недостаточное наполнение воздухом вызывает слабое, обеднен-
ное звучание [93].

   Певческая установка и верная осанка способствуют оптимальному
состоянию мышц и голосового аппарата: гортань не поднимается и не
опускается вниз, а принимает естественное удобное положение. Диа-
фрагматическое дыхание способствует точному интонированию песни
и ровности звуковедения, так как во время выдоха исполнитель мыс-
ленно распределяет дыхание, формирует фразировку, таким образом,
оптимально распределяя силы для полноценного пения и произноше-
ния пропеваемых звуков и слов текста. Итак, от правильного вдоха
(спокойного, но активного) зависит качество звука, пропевание фраз,
чистота интонации, четкость артикуляции. Этот правильный вдох зави-
сит от певческой установки и соответствующей ей строевой стойки.
Таким образом, еще перед началом исполнения строевой песни мы
видим координацию между началом пения и началом строевого дви-
жения. Но если у поющего существует сформированность певческой
установки, то, очевидно, ему не следует особо беспокоиться о строе-
вой стойке при исполнении строевых песен. Однако такое предполо-
жение является не совсем верным. Наблюдение за исполнением стро-
евых песен детьми — учащимися, кадетами и даже взрослыми-солда-
тами — показывает, что именно в процессе пении участники маршей
теряют и строевую стойку, и соответственно певческую установку. Все
это говорит о неумении совмещать сформированные навыки певче-
ской установки и строевой стойки на марше. Поэтому первым навыком
исполнения строевой песни кадетами является певческая установка —
строевая стойка, которая удерживается от начала до конца исполнения
строевой песни на марше.

   Еще одна взаимосвязь, связанная с координацией феноменов стро-
евого шага и исполнением (пением), обнаруживается при сопоставле-
нии ритма, темпа и шага. На эту взаимосвязь указывал Б.М. Теплов,
правда, определяя средство развития чувства ритма. Автор отмечал,
что для развития музыкально-ритмического чувства лучшего способа,
чем ритмика (движение, шаг), найти нельзя. Ритмика, по его утверж-

                                               28
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35