Page 31 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 31
дению, должна пониматься как передача ритма музыки в простых и
легкодоступных движениях [83]. Таким образом, существует взаимос-
вязь между ритмом музыки и движениями, и в частности ритма, темпа
и строевого шага.
Совмещение пения и движения, как это было уже сказано, исклю-
чает «сбивчивость», как говорят сами учащиеся, дыхания, неравномер-
ность сокращения сердечной мышцы, сердцебиения. Эта же синхрон-
ность во многом устраняет и зажатость, и боязнь не точного попадания
учащихся «в такт» (в сильную долю). Поэтому верная их координа-
ция является залогом здоровьесберегающего обучения. Для развития
чувства ритма в процесс движения и пения можно ввести аккомпане-
мент большого барабана, который акустически подчеркивает сильную
долю, и малого барабана, который подчеркивает ритмическую пуль-
сацию, а также исполнять песню то в одном, то в другом темпе (уско-
ряя или замедляя его).
При исполнении строевых песен необходимо, как уже указывалось
нефорсированное звучание голоса у учащихся, которое во многом зави-
сит от певческой установки и соответственно от типа дыхания. Но рит-
мично выполняемое движение на марше при исполнении такой песни
является основой для проявления равномерного, экономного, ритмич-
ного дыхания. Поэтому навык певческого дыхания, а соответственно
и строевой стойки — певческой установки тесно связан с другим навы-
ком — ощущением темпа и ритма в движении и пении.
Отметим, что при недостаточно развитом чувстве ритма у учаще-
гося будет наглядно прослеживаться при пении и при ходьбе строе-
вым шагом слабое ощущение и неправильное представление о сильной
ритмической доле, которое может привести к нарушению совмещения
пения и движения. Как это будет выглядеть на практике в действии?
Ритмически сильная в двухдольном или относительно сильная в четы-
рехдольном размере доля приходится точно под левую ногу, слабая и
относительно слабая — под правую. Нужно учесть, что на занятиях по
строевой подготовке при отработке двигательных навыков (без пения)
первый шаг производится левой ногой, с параллельным движением
правой руки назад и немного в сторону. Второй шаг — с правой ноги,
с отведением левой руки назад. На выполнении этих синхронных и
параллельных движений рук и ног основаны упражнения по формиро-
ванию навыков движения строевым шагом без пения. При отработке
29