Page 25 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 25

Навык формируется через включение сознания при выполнении дей-
ствия вплоть до выполнения действия без включения сознания. Мно-
гие ученые и исследователи — психологи (В.В. Давыдов, В.С. Ильин,
Дж. Брунер, Н.Л. Карпова, Н.К. Гончаров [21; 30; 90; 33; 19]) в своих рабо-
тах упоминают о законе Клапареда, или о законе осознания, который
был сформулирован швейцарским психологом Эдуардом Клапаредом.
В общем виде закон можно описать так: чем больше человек исполь-
зует то или иное действие, тем меньше он его осознает. То есть эффек-
тивность выполняемых действий выше, когда они выпадают из-под
контроля сознания и выполняются бессознательно [35]. Но в начале
выполнения какого-то нового действия, как утверждает А.Г. Асмолов,
при выполнении привычного алгоритма действия, когда появляется то
или иное препятствие при выполнении, сразу возникает потребность
в осознании, которая и является причиной того, что выполняемое дей-
ствие вновь контролируется сознанием [3].

   По мнению А.М. Левинова, необходимо также учитывать, что ника-
кие точные, наработанные до автоматизма двигательные импульсы
мышц не позволяют без осознания обучаемого совершить правиль-
ный и последовательный алгоритм двигательных действий по его жела-
нию. То есть при первой отработке двигательных действий выполне-
ние движений осознанно фиксируется обучаемым, а при дальнейшем
выполнении действия, как уже было сказано выше, контроль сознания
выключается [44].

   При неправильном закреплении и формировании навыков, при их
дальнейшем многократном повторении эти ошибочно выработанные
навыки упрочиваются, закрепляются, становятся стереотипными. Из
сформированного стереотипа невозможно исключить даже один эле-
мент алгоритма действия, так же как и внедрить в сложившуюся после-
довательность новое действие. Подобные попытки связаны с частич-
ным разрушением образованного стереотипа, а такие эксперименты
всегда сложны для нервной системы. Именно поэтому научить легче,
чем переучить.

   По мнению И.П. Павлова основой навыка являются образующи-
еся в коре головного мозга в результате повторных движений слож-
ные условные рефлексы. Выработка и управление автоматизирован-
ными навыками происходят благодаря деятельности нервных подкор-
ковых центров [57].

                                               23
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30