Page 35 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 35

в строевой песне. Такое исполнение способствует формированию наи-
более рационального и устойчивого вертикального положения корпуса
и равновесие. Таким образом, еще одним навыком исполнения каде-
тами строевой песни является совмещение движения с непараллель-
ным движением рук и ног.

   Поскольку в предыдущих материалах настоящего параграфа речь
велась о навыках, в которых необходимым моментом является совмеще-
ние движения и пения, постольку обратимся к таким навыкам, которые
связаны с координацией (совмещением) этих навыков. Для настоящего
исследования важно то, что декларируется в трудах Н.А. Бернштейна:
выработка двигательного навыка происходит совместно с координаци-
онным навыком. Данные исследования составили основу современной
биомеханики движений и физиологии движений человека [6].

   Ритм движения и ритм исполнения песни, о которых уже упомина-
лось выше, также можно представить как средство координации. Одно-
временно со строевым шагом активизируется ощущение равномерной
пульсации метрических долей, например во время ходьбы и марши-
ровки в сочетании с пением [61]. При этом складываются представле-
ния о сущностных музыкальных характеристиках строевых песен и
маршевой музыки — ее четком, мерном ритме. Освоению четкости
и мерности ритма способствует активизация ассоциативного мышле-
ния применительно к сильным и слабым ритмическим долям. Относи-
тельно развития чувства ритма Б.М. Теплов указывал на ритмику, спо-
соба, по мнению автора, который наилучшим образом влияет на раз-
витие этой музыкальной способности. Ритмика, по его утверждению,
должна пониматься как передача ритма музыки в простых и легкодо-
ступных движениях [83].

   Движение строевым шагом активизирует чувство метроритма и
благоприятствует пониманию метроритма как важного инструмента
музыкальной выразительности строевой песни, формирует правиль-
ное представление о сильных и слабых ритмических долях, что, безус-
ловно, дополняет строевые песни и помогает при их пении — чувство
метроритма не страдает, сильные и слабые доли равномерно череду-
ются в сочетании со строевым шагом во время пения. В связи с этим
следует отметить, что при обучении исполнению строевой песни сле-
дует производить данный процесс не по отдельности: сначала разучи-
вание песни, потом — строевая подготовка, а вместе, так как включе-

                                               33
   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40