Page 32 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 32
данных двигательных навыков наблюдаются определенные проблемы
как синхронного движения рук и ног, так и проблемы совмещения силь-
ной доли с шагом левой ноги, как у многих кадет, так, например, и у
кадет-левшей. У них, как известно, ведущим является левое полуша-
рие мозга, что сказывается на координации сильной доли и движения
левой ноги и правой руки. А при включении пения в этот «двигатель-
ный» и «шаговый» процесс задача для подростков-левшей еще более
усложняется.
В связи с этим педагог должен понимать, что при обучении строе-
вому пению необходим индивидуальный подход, так как те или иные
особенности психофизического развития у детей бывают различными.
Отметим, что при недостаточно развитом чувстве ритма у учащихся
часто утрачивается восприятие темпа, сильной доли, а вследствие этого
слов текста песни, что ведет к непониманию того, «с какого места»
ее исполнять или где и «в каком месте» она сейчас в данный момент
исполняется. С первым шагом (а левша, к примеру, чаще всего, не-
осознанно ходит с правой ноги) при начале движения с пением у такой
группы учащихся будет нарушена последовательность чередования дви-
жения правой и левой ног, в том числе и из-за неправильного восприя-
тия чередования сильных и слабых долей в песне. Таким образом, про-
цесс совмещения пения с движением и синхронность движения ног и
рук при этом будут полностью нарушены, неизбежно и процесс пения
также.
Сформированное чувство ритма позволит осуществлять четкую орга-
низацию певческого дыхания и его координацию с движением рук и ног
при выполнении маршевого шага. Такая координация позволит выпол-
нять движение и дыхание в одном темпе, а также исполнение в этом
же темпе строевой песни. Таким образом, следующим необходимым
навыком исполнения строевой песни учащимися будет сформирован-
ное у них чувство ритма, которое даст возможность ощущения силь-
ной доли двухдольного, сильной и относительно сильной доли четы-
рехдольного размера в пении и отражение их в движении.
Исполнение строевой песни на марше во многом будет зависеть не
только от сформированного чувства ритма и соответственно ощуще-
ния сильной слабой доли учащимися, но и от совмещения темпа испол-
нения песни и темпа шага. Известно, что темп в музыкальных произ-
ведениях четко связан с метром или со скоростью движения различ-
30