Page 26 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 26

В.Н. Чулахов говорит о том, что навык имеет и физиологическую
природную основу. Его формирование базируется на процессе функ-
ционирования и образования в коре головного мозга динамического
стереотипа, свойства которого обусловлены деятельностью и законо-
мерностями высшей нервной системы, механизмом временных сенсо-
моторных связей [86]. Ведущая роль деятельности головного мозга в
двигательной области была показана В.М. Бехтеревым на материале
клинических наблюдений. В.М. Бехтерев сделал вывод о том, что дви-
гательная зона коры головного мозга сочетает моторные и сенсорные
функции [89].

   Идеи Э. Клапареда поддерживает в своих работах Н.А. Бернштейн,
который не раз подчеркивал, что любой новый способ применения дей-
ствия, осуществляемый изначально как самостоятельный и осознан-
ный, постепенно, в ходе постоянных многократных повторений, ста-
новится автоматически выполняемым компонентом деятельности [43].
С опорой на данное мнение можно констатировать тот факт, что, осознав
на этапе начального момента обучения постепенно и последовательно
(поэтапно) роль и место всех двигательных компонентов, алгоритма
действий, на следующем уровне обучения учащийся может выполнять
требуемые заученные алгоритмы действий без участия сознательной
деятельности. Осмысленное обучение и применение требуемых дей-
ствий необходимо лишь на начальном этапе.

   К понятию «навык» близко понятие «умения», однако эти поня-
тия необходимо различать. На основе полученных знаний можно про-
извести какое-то действие, но нельзя овладеть навыком выполнения.
В данном случае навык образуется на базе приобретенного умения, осно-
ванного на знаниях. При этом в достаточной степени обладающий навы-
ком человек может совершенствовать умения. Таким образом, умения,
по утверждению Ф.Н. Гоноболина, — это подготовленность к выпол-
нению действия, а навык — это автоматизированное звено деятельно-
сти [18]. Таких же позиций в своих работах придерживались И.П. Дег-
тярев [107], Э.Я. Степаненкова [108], А.Ц. Пуни [109]. При неоднократ-
ных тренировках и закреплении заученных двигательных действий
умение постепенно переходит в заученный и сформированный до авто-
матизма навык. Навык представляет собой цементирующую основу для
выработки новых умений и одновременно сам образуется и формиру-
ется на основе умения [109].

                                               24
   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31