Page 34 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 34
пение: мелодия и текст строевой песни «комкаются», нарушается син-
хронность и координированность действий. При неправильном распре-
делении дыхания по фразам во время отработки элементов певческих
навыков на фоне неверно сформированных элементов координационно-
двигательных навыков происходит неизбежное ухудшение качества
интонирования, сопровождаемое при движении строевым шагом вибра-
цией и дрожанием голоса.
Для требуемого четкого и последовательного алгоритма построе-
ния строевых движений в процесс выполнения двигательной задачи в
теле человека вовлекаются десятки мышц, при помощи которых осу-
ществляется движение рук, движение строевым шагом и пение голо-
сом. При достаточно сформированном двигательном навыке появляется
способность точно и четко выполнять строевые движения в простран-
стве и во времени, наблюдается характерная особенность строевого
шага — чеканная ритмическая повторяемость и мерность движения.
Наработанные двигательные действия в процессе повторения приоб-
ретают смысловое содержание — двигательный акт происходит кон-
кретно и целенаправленно. Н.А. Бернштейн разработал теорию уровне-
вой организации движений. Одним из уровней является суставно-угло-
вая проприорецепция собственного тела, которая охватывает движения,
мимику, пантомимику, пластику. Движения этого уровня автоматичны
и не могут точно измеряться [5]. Зрительная двигательная коррекция
обеспечивает соразмерность движения с окружающим пространством
при помощи зрительной афферентации (с помощью зрения можно отта-
чивать движения собственного тела в процессе тренировок при заня-
тиях по строевой подготовке). Нижний подуровень пространственного
поля осуществляет оценку направления движения и дозирования силы
по ходу движения [66]. А.Р. Лурия также говорит о том, что для пра-
вильного выполнения движений тела требуется согласованная работа
систем зрительно — афферентации [11].
Если проанализировать движения ног при строевом шаге, то мы
заметим, что движению ног противопоставляется движение рук (про-
тиводвижение: правая нога ступает вперед, и одновременно левая рука
слегка откачивается вперед — это необходимо при работе над строе-
вой песней). Таким образом, для исполнения строевой песни необхо-
димо непараллельное движение рук и ног, при точном и четком попа-
дании левой ноги на сильную или относительно сильную долю метра
32