Page 27 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 27
Обобщая и сопоставляя все вышеприведенные идеи, можно сформу-
лировать следующее определение навыка, которое будет взято за основу
для настоящего монографического исследования. Это действия, кото-
рые вырабатываются путем многократного повторения в определен-
ной последовательности с участием сознательной деятельности обуча-
емого и постепенным переходом на автоматические действия без вклю-
чения сознания.
В настоящем исследовании будут рассмотрены такие навыки, как пев-
ческие и двигательные. Но каждый такой навык в отдельности не даст
возможности качественного исполнения строевой песни, так как для
этого процесса необходимо совмещение этих навыков, так как выпол-
няется два совершенно разных действия: пения и движения.
Рассмотрим певческие и двигательные навыки, выявим сходство
выполнения певческих и двигательных действий, которое будет необ-
ходимо для практики обучения учащихся кадетских учебных заведе-
ний исполнять строевые песни.
Певческие навыки (артикуляция, дыхание, интонация и т.д.) можно
рассматривать только в их единстве. В процессе их формирования нельзя
выделить каждый навык отдельно, их элементы тесно связаны между
собой. Работа над ними ведется одновременно с доминированием при
разучивании на начальном этапе обучения какого-либо одного или
нескольких навыков. Однако специфика строевой песни и особенно-
сти ее исполнения требуют рассмотрения таких навыков, без которых
это исполнение будет невозможным. И в этом плане следует обратить
внимание на начальный певческий навык, с которого начинается про-
цесс пения и который влияет как на успешность его осуществления в
целом, так и сохранение здоровья поющих. Этот первоначальный навык
является навыком певческой установки.
Действительно, как указывают почти все вокальные педагоги, фор-
мирование основных певческих навыков начинается с певческой уста-
новки, которая включает прямое положение спины, корпуса, головы. Эта
певческая установка позволяет поющему достичь необходимого мышеч-
ного состояния, активности диафрагмы, выбрать правильную вокаль-
ную позицию. Она способствует качественному вокальному исполне-
нию, так как дает возможность ощутить опору дыхания при пении. Пря-
мая спина и развернутые плечи способствуют развертыванию грудной
клетки, что приводит к ощущению опоры дыхания. Данное положение
25