Page 24 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 24

Сопоставляя вышеуказанные определения, можно проследить, что
они не противоречат положению о том, что навык является автоматизи-
рованным действием. Авторы только отдельно отмечают, что в выпол-
нении действий отсутствует поэлементный контроль, а само действие
содержит свернутый ряд других действий и оно выполняется успешно.

   Что касается автоматизма как специфической черты в формирова-
нии навыка и его осуществлении, то у некоторых психологов имеются
следующие идеи. Поскольку автоматизм является составным момен-
том деятельности и само определение навыка по содержанию схоже с
определением автоматизма. Поэтому, считают данные авторы, термин
«навык» утрачивает самостоятельность, его существование ничем не
оправдано. То есть в своих работах исследователи говорят о том, что
навык, по сути, равен автоматизму, а четкого критерия проверки дости-
жения уровня автоматизма не существует [94]. Итак, до сих пор не выра-
ботано четкого критерия проверки достижения уровня автоматизма
[92] и не совсем понятно, как автоматизм может быть проверен. Поэ-
тому в упомянутых выше работах подчеркивается тот факт, что воз-
можность проверить сформированность навыка связана с замером не
навыка, а степени автоматизма в выполнении действия. Однако в прак-
тике школьного обучения говорят именно о формировании навыка, под-
разумевая при этом автоматизированность соответствующих действий.

   В психологии некоторые авторы, например А.М. Левинов в своей
статье «О содержании понятий “навык” и “умение”», определяют навык
как «самостоятельность видения признаков применимости тех или иных
алгоритмов движения и самостоятельность применения самих алго-
ритмов» [44, с. 68].

   В этом определении автоматизм как специфическая составляющая
навыка отсутствует, однако возникает вопрос: каким же образом эти
алгоритмы осваиваются? Если речь идет о моторных составляющих в
обучении, то при выработке данных навыков требуется тот же автома-
тизм. Таким образом, все-таки автоматизм и в этом случае имеет место
в определении понятия «навык».

   Формирование навыка требует многократного выполнения и повторе-
ния упражнений (на что указывает Е.Н. Кабанова-Меллер [31]). Напри-
мер, число упражнений (шагов) при образовании навыков ходьбы дости-
гает миллионов. Автоматизация может возникнуть в процессе выра-
ботки навыка без сознательной деятельности обучаемого [53].

                                               22
   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29